Иоанн Тобольский
Иоанн Тобольский | |
300px Портрет второй половины XVIII века Тюменский областной музей изобразительных искусств | |
Имя в миру: |
Иоанн Максимович Максимович |
---|---|
Рождение: | |
Смерть: | |
Почитается: | |
Канонизирован: | |
В лике: | |
Главная святыня: |
мощи в Покровском соборе Тобольского кремля |
День памяти: |
10 июня по юлианскому календарю |
Труды: |
ряд богословских сочинений |
Подвижничество: |
миссионерская и просветительская деятельность |
10px Категория на Викискладе |
Иоа́нн Тобо́льский (в миру Иоанн Макси́мович Максимо́вич; 1651, Нежин — 10 (21) июня 1715, Тобольск) — епископ Православной российской церкви, с 1697 года — архиепископ Черниговский, с 1711 года митрополит Тобольский и всея Сибири. Известен своей миссионерской и богословской деятельностью. Основатель Черниговского коллегиума — прообраза духовных семинарий; автор многочисленных поэтических сочинений.
Прославлен в лике святителей 10 июня 1916 года (последняя канонизация синодальной эпохи в Российской Церкви); память — 10 июня по юлианскому календарю. В день памяти святителя с 1984 года совершается празднование в честь всех сибирских святых. Память святителя Иоанна совершается также в третью неделю по Пятидесятнице, в день празднования Собора Галицких святых и 20 сентября в Соборе Брянских святых.
Содержание
Жизнеописание
Ранние годы, монашество
Иоанн родился в 1651 году в городе Нежине в семье шляхтича Максима Васильковского (прозвище произошло от города Василькова<ref name="il">«Илиотропион или Сообразование с Божественной Волей» Творение Митрополита Тобольского и всей Сибири Иоанна Максимовича . Дата обращения: 19 декабря 2010. Архивировано 18 августа 2011 года.Ошибка скрипта: Нет такого модуля, как «check for unknown parameters».</ref>), который позднее переехал в Киев, арендовал мельницы и земли у Киево-Печерской лавры и стал известен своими пожертвованиями на строительство многих киевских храмов<ref>Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского. — М., 1916. — С. 4.</ref>. Иоанн был старшим ребёнком в семье и, как прочие десять сыновей, получил свою фамилию Максимович от имени своего отца (этим объясняется совпадение отчества и фамилии)<ref name="den">Денисов М. Святитель Иоанн Тобольский и история его прославления // Сибирь православная. — 2007. — № 1. — С. 2—8.</ref> . Мать Иоанна звали Евфросинией.
О детских и юношеских годах жизни Иоанна сведения не сохранились. В автобиографическом сочинении «Путник» об этом периоде своей жизни он только сообщает, что «от юности моея многое множество книг собрах и содержах яко драгое богатство»<ref name="Шлык">Серафим (Шлыков). Святитель Иоанн Тобольский и его богословское наследие: Кандидатская диссертация. — Загорск, 1985.</ref> . В 1668—1675 годах он обучался в Киево-Могилянской академии и по её окончании был оставлен в ней преподавателем латинского языка. В 1675 году, вскоре после окончания академии, принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг с именем в честь святителя Иоанна Златоуста от архимандрита Иннокентия (Гизеля). Благодаря своим богословским познаниям и проповедническим талантам Иоанн был назначен лаврским проповедником, должность которого занимал до 1680 года. Вскоре архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) рукоположил Иоанна в сан иеромонаха<ref name="ПЭ"/>.
В 1677 году в составе делегации украинского духовенства Иоанн ездил в Москву с просьбой о помощи в связи с военным вторжением Османской империи на заднепровскую Украину (см. Русско-турецкая война (1676—1681)). В столице он был принят царём Фёдором Алексеевичем. Результатом прошения стало направление на Украину войска и предоставление царём киево-печерским монахам Свенского монастыря в окрестностях Брянска<ref name="il"/>. В 1680—1690 годы Иоанн ещё несколько раз посещал Москву по церковным делам.
В 1680 году Иоанн был назначен экономом Киево-Печерской лавры<ref name="tob">Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири . на сайте Тобольской епархии. Дата обращения: 19 декабря 2010. Архивировано 18 августа 2011 года.Ошибка скрипта: Нет такого модуля, как «check for unknown parameters».</ref>, а 1681 году наместником Свенского монастыря<ref name="ПЭ"/>, куда переселились монахи в связи с набегами турок на Киев. Оттуда в середине 1695 года Черниговским архиепископом Феодосием, видевшим в нём своего преемника<ref name="il"/>, он был переведён в Елецкий Успенский монастырь Чернигова. Феодосий ходатайствовал о возведении Иоанна в сан архимандрита, чин поставления состоялся в 1696 году в Москве<ref name="tob"/>.
Архиерейство в Чернигове
После смерти святителя Феодосия 24 ноября 1696 года решением рады Иоанн Максимович был избран черниговским архиереем. В Москву была направлена грамота от имени гетмана Ивана Мазепы с прошением к царю и патриарху о посвящении кандидата. 10 января 1697 года Патриархом Московским Адрианом в Успенском соборе Московского Кремля Иоанн был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа<ref name="rp">Иоанн (Максимович), св. . Русское православие. Дата обращения: 16 января 2011. Архивировано 18 августа 2011 года.Ошибка скрипта: Нет такого модуля, как «check for unknown parameters».</ref>. В ставленной грамоте Иоанну было дано право совершать богослужения в саккосе, а царь своей грамотой подтвердил права черниговской кафедры на её имения<ref name="il"/>.
Сразу после назначения на кафедру архиепископ Иоанн, по поручению патриарха Адриана, начал оказывать поддержку иеромонаху Димитрию (Туптало) (святитель Димитрий Ростовский), работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых». В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь. Во время голода в епархии в 1697—1698 годах Иоанн дал указание монастырям вести благотворительную деятельность, имена благотворителей он повелел включать в монастырские синодики.
В 1700 году в Чернигове Иоанном был основан Коллегиум (славяно-латинская школа для обучения не только детей духовенства, но и дворян, мещан и казаков<ref name="pk_a">Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири . Православие.Ru. Дата обращения: 19 декабря 2010. Архивировано 18 августа 2011 года.Ошибка скрипта: Нет такого модуля, как «check for unknown parameters».</ref>), наподобие Киевской академии. Благодаря уровню подготовки учеников школа получила широкую известность и фактически стала первой семинарией в России. По её образцу позднее стали открываться духовные семинарии в других епархиях<ref name="pk">Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири . Православие.Ru. Дата обращения: 19 декабря 2010. Архивировано 18 августа 2011 года.Ошибка скрипта: Нет такого модуля, как «check for unknown parameters».</ref>. Иоанном была открыта также типография в Болдинском Троицком монастыре. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.
Пребывая на черниговской кафедре, Иоанн встречался с царём Петром I; житие сообщает, что он предрёк ему победу над шведами<ref name="den"/> . После измены гетмана Мазепы Петру I Иоанн участвовал в выборах нового гетмана, а 12 ноября 1708 года в Троицком соборе Глухова Иоанн в присутствии Петра I вместе с митрополитом Киевским Иоасафом и епископом Переяславским Захарием совершил литургию и молебен, после чего «предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев»<ref>Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения гетманства. — Киев, 1903. — С. 401.</ref>. Вскоре архиепископ Иоанн стал жертвой оговора со стороны бывшего гетмана Мазепы<ref name="ПЭ"/>. Последним был послан казак с подложными «тайными» письмами Мазепы к Иоанну и ряду других сторонников Петра I (глуховский атаман Карпека, сотник Туранский и князь Святополк-Четвертинский), имевшими целью представить их на стороне бывшего гетмана. После расследования, проведённого по указанию царя, невиновность Иоанна была подтверждена<ref name="il"/>.
Период жизни Иоанна в Чернигове был и периодом его литературно-богословской деятельности (см. ниже перечень его трудов). В это время он также установил контакты с афонскими монастырями (сохранилась его архиерейская грамота в Пантелеимонов монастырь, свидетельствующая об оказании Иоанном материальной помощи его монахам<ref name="pk"/>), монастырями Иерусалима и Синайским монастырём.
С пребыванием Иоанна на Черниговской кафедре связывается начало почитания святителя Феодосия, которому Иоанн приписывал своё исцеление от тяжёлой болезни<ref name="ПЭ"/>. Иоанн, находившийся в горячке и дошедший до полного изнеможения, обратился с молитвой к Феодосию и в видении получил от него указание — «Служи завтра и будешь здоров»<ref name="тар">Тарасенко А. Ф. Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский. — Дубно, 2005.</ref>. На утро Иоанн отслужил литургию и был здоров. После выздоровления Иоанн поместил над гробницей Феодосия в Болдинском монастыре его живописное изображение и стихотворную похвалу со словами: «з света того в катедре остави тогожде Иоанна на архиерействе»<ref name="тар"/><ref>Перевод — «с того света на кафедре оставил того же Иоанна архиереем»</ref>. Позднее им были написаны тропарь и кондак святителю Феодосию.
Тобольская митрополия
В январе 1711 года Пётр Великий грамотой вызвал архиепископа Иоанна в Москву. В столице святитель поселился в Донском монастыре, где местоблюститель патриаршего престола Стефан (Яворский) вручил ему царский указ о назначении его на Тобольскую кафедру. 28 февраля Иоанн был возведён в сан митрополита. Несмотря на высокий сан и обширную епархию, это назначение было формальной ссылкой, причиной которой послужил конфликт с князем Александром Меншиковым. В одном из имений князя в Черниговской епархии был построен храм, князь сам назначил дату его освящения и потребовал прибытия в указанный день архиепископа Иоанна. Но святитель возразил, что назначение даты — дело архиерея, а не князя, и освятил храм в выбранный им самим день. В ответ на такие действия Иоанна Меншиков, затаивший обиду, выхлопотал у царя назначение святителя на Сибирскую кафедру<ref>Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб., 1905. — С. 157.</ref>. Церковное предание сообщает, что когда Иоанну стало известно о причине его перевода в Сибирь, то он пророчески произнёс: «Да, далеко мне ехать, но он будет ещё дальше меня»<ref name="den"/> (пророчество связывают с опалой и ссылкой Меньшикова в город Берёзов, расположенный севернее Тобольска). По другой версии, причиной возведения Иоанна в митрополиты была положительная реакция Петра I на написанный им «Синаксарь» о Полтавской битве<ref name="pd"/>.
Поездка в Сибирь заняла несколько месяцев. В дороге Иоанн писал силлабическими стихами автобиографический дневник «Путник», предназначенный для оставленной в Чернигове паствы. Иоанн прибыл в Тобольск 14 августа 1712 года по Иртышу на дощанике, посетил Знаменский монастырь и вновь вернулся на судно. На следующий день в праздник Успения состоялся его торжественный вход в город, где в Софийско-Успенском соборе он отслужил литургию и вступил в управление епархией<ref name="den"/> . В делах управления у Иоанна вначале не оказалось помощников — викарный епископ Варлаам (Коссовский) ещё в 1710 году уехал в Москву и отказывался возвращаться обратно. Иоанн выбрал несколько клириков, которым предоставил права в области хозяйственного управления и церковного суда. Ими стали архимандрит Селенгинского Троицкого монастыря Мисаил, архимандрит Якутского Спасского монастыря Феофан и архимандрит Енисейского Спасского монастыря Илларион (Лежайский).
Вверенная Иоанну Тобольская епархия и Сибирская митрополия нуждалась в миссионерской деятельности, за которую он активно взялся. Поддержку в этом митрополиту Иоанну оказывал сибирский генерал-губернатор князь Матвей Гагарин. Миссионеры были направлены к остякам, вогуличам и другим сибирским народам. По свидетельству этнографа Г. И. Новицкого, митрополит Иоанн смог обратить в христианство одного из «князьков кошитских юрт», бывшего мусульманином, а также окрестил более 300 его соплеменников<ref>Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком, 1715 г.. — Новосибирск, 1941. — С. 87.</ref>.
В 1714 году в Пекин под руководством архимандрита Иллариона (Лежайского) Иоанном была направлена духовная миссия<ref name="pk"/>. Официальной задачей миссии было удовлетворение духовных нужд живших в Пекине албазинцев (потомков пленных русских казаков), но, кроме этого, она должна была вести христианскую проповедь, собирать материалы о Китае и оказывать содействие дипломатам<ref name="ПЭ"> Иоанн (Максимович Иван) // Православная энциклопедия. Том XXIII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010 .— С. 219—230. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4</ref>. Направление в Пекин духовной миссии было личной инициативой митрополита Иоанна: «Тобольский митрополит… имел огромные права в решении местных церковных вопросов. На то, что вопрос о посылке священника в Пекин мог быть признан в Тобольске местным, указывает практика того времени, когда волей митрополита назначались священники к едущим в Пекин караванам, к посольствам в пограничные районы и деловым посылкам в Ургу и Наун»<ref>Русско-китайские отношения в XVIII в.: Материалы и документы. — М, 1978. — Т. 1: 1700—1725 годы. — С. 31.</ref>.
Особо Иоанн поддерживал, в том числе и собственными средствами, славяно-латинскую школу, основанную в 1703 году в Тобольске его предшественником митрополитом Филофеем (Лещинским). Для неё из Киева и Чернигова им были приглашены преподаватели. В школе обучались дети не только русских переселенцев, но и коренных народов Сибири. По замечанию агиографа: «едино у него увеселение было — писать душеполезные сочинения»<ref>Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского. — М., 1916. — С. 38.</ref>. В этот период им был выполнен перевод на русский язык сочинения немецкого монаха Иеремии Дрекселя «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей» (ранее существовал лишь перевод на церковно-славянский язык). Книга была напечатана в 1714 году в Чернигове в типографии, открытой Иоанном ещё в период его архиепископства.
Митрополит Иоанн активно развивал строительство храмов, в том числе каменных. Только в 1713 году им было завершено строительство церкви Спаса Нерукотворного (начато в 1709 году), начата постройка нового архиерейского дома, освящена церковь Николая Чудотворца с приделом в честь Вознесения Господня у городских стен<ref>ПСРЛ. — Т. 36 Ч. 1. — С. 297—298.</ref>. Храмы возводились и в местах проживания коренных сибирских народов, обращаемых миссионерами святителя Иоанна в христианство. Иоанн активно занимался благотворительностью, к концу его жизни в Тобольске существовало около двадцати богаделен.
Смерть и погребение
9 июня 1715 года Иоанн отслужил литургию, а затем устроил трапезу для духовенства и нищих, за которой сам прислуживал гостям. После удалился в свои покои, в которых на следующее утро был обнаружен умершим в молитвенном положении на коленях перед Ильинской Черниговской иконой Божией Матери<ref name="ПЭ"/>. Тело святителя долгое время не предавали земле, ожидая возвращения из миссионерской поездки митрополита Филофея, который должен был возглавить погребение. Иоанн был погребён с отпеванием по монашескому чину в деревянном приделе Софийского собора в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Над его надгробием, вероятно, святителем Антонием (Стаховским), была помещена стихотворная надпись. Икона Богородицы, перед которой Иоанн молился перед смертью, была помещена в алтаре придела и стала почитаться чудотворной под именем Тобольский образ Божией Матери<ref name="ПЭ"/>.
В 1741 году деревянный придел по причине ветхости был разобран, и могила Иоанна Максимовича оказалась под открытым небом у северной стены собора<ref>Ордовский-Танаевский Н. А. Воспоминания. — М.—СПб., 1993. — С. 574.</ref>. В 1753 году почитатели святителя собрали пожертвования и восстановили придел, освятив его во имя Иоанна Златоуста, небесного покровителя митрополита. Могила Иоанна располагалась у правой стены алтаря, над ней установили резное надгробие и портрет святителя.
В начале XIX века в приделе появилась трещина, идущая от свода к могиле. Для проведения реставрационных работ тобольский архиепископ Евгений (Казанцев) в 1826 году направил в Синод запрос, на который поступило следующее указание: «Переложить останки митрополита Иоанна в новый гроб и перенести на другое место, но в том же алтаре …и без огласки»<ref>Тобольские Епархиальные ведомости. — 1897. — С. 520.</ref>. 5 сентября того же года могила была раскопана, и в гробу были обнаружены неистлевшие клобук и мантия, покрывающие останки<ref name="den"/> . Не раскрывая их, а протянув под ними полотно ткани, их переложили в новый гроб и закрыли пеленой, гроб обвязали шнуром и скрепили архиерейской печатью. При участии городского духовенства гроб перенесли в новую могилу в левой части алтаря у жертвенника, в неё поместили также доски от старого гроба и сверху установили деревянное надгробие.
В 1844 году на деньги купца Н. Ф. Мясникова над могилой Иоанна был установлен мраморный памятник в форме столба, увенчанного митрой с крестом, омофором. Его обнесли чугунной решеткой с памятной доской. Рядом с этим надгробием установили другой мраморный памятник с портретом святителя Иоанна, украшенным серебром и драгоценными камнями<ref name="ПЭ"/>. В 1868 году придел был перестроен, и место погребения Иоанна оказалось внутри основного пространства собора.
Почитание и прославление
С 1798 года в памятной книге собора записывались бывшие от гроба святителя чудеса<ref name="den"/> . С 1879 года в день смерти святителя в Тобольске стал ежегодно совершаться торжественный крестный ход. В 1891 году епископ Тобольский и Сибирский Иустин (Полянский) сделал распоряжение:
|
Распоряжение было помещено в рамку и повешено у окна рядом с гробницей митрополита Иоанна. На памятник святителю епископ Иустин возложил также медный венок с крестом. В 1892 году на гробницу митрополита для чтения богомольцами положили издание переведённого им «Илиотропиона». В 1900 году вместо мраморного надгробия по распоряжению епископа Антония (Каржавина) была сооружена серебряная рака с позолоченной сенью, на её крышке поместили образ Иоанна Златоуста.
Тобольский скандал
Тобольский епископ Варнава (Накропин) был сторонником скорейшей канонизации святителя. Он в 1913 году в связи с приближающимся двухсотлетием со дня смерти Иоанна от имени съезда духовенства и церковных старост Тобольской епархии направил в Святейший Правительствующий Синод и императору Николаю II ходатайство о канонизации митрополита Иоанна. В ответ Синодом было рекомендовано провести освидетельствование останков Иоанна и изучить сообщения о чудотворениях по молитвам к нему.
Епископ Варнава, исполняя указание Синода, 16 октября 1914 года вместе с комиссией поднял из склепа останки святителя, сменил на них облачение и переложил в специально приготовленную раку. В процессе переноса комиссия освидетельствовала останки, и было заявлено о их нетлении<ref>Тобольские Епархиальные ведомости. — Тобольск, 1916. — С. 102.</ref>:
Господь прославил Своего угодника нетлением и благоуханием костей, подобно большинству открытопочивающих святителей Российской Церкви и преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других. |
В январе 1915 года епископ Варнава сделал доклад в Святейшем синоде о результатах работы комиссии, а также о зафиксированных сорока случаях чудесной помощи по молитвам к святителю Иоанну. Священный синод счёл сообщение Варнавы недостаточным и принял решение произвести необходимое для канонизации расследование. Его поручили провести митрополиту Иркутскому Серафиму, который при своём посещении Тобольска осмотрел останки Иоанна и опросил прихожан<ref>Фомин С. В. Последний Царский Святой. — М.: Паломник, 2003. — С. 155—156.</ref>.
В августе 1915 года после принятия императором Николаем II звания Верховного главнокомандующего епископ Варнава направил ему поздравительную телеграмму с прошением разрешить прославить Иоанна Тобольского. Ответ императора был противоречив: «Пропеть величание можно, прославить нельзя»<ref name="сканд">Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. — Нью-Йорк: Изд. имени Чехова, 1954. — Т. 1. — С. 369—383.</ref> (величание не прославленным в лике святых не поют). Варнава 27 августа поздним вечером при многочисленном собрании народа совершил молебен у раки Иоанна, но пел тропари святителю Иоанну Златоусту с припевом «Святителю, отче Иоанне, моли Бога о нас» и только на отпусте явно помянул Иоанна Тобольского<ref name="сканд"/>. По такой же схеме в последующие дни началось регулярное служение молебнов.
Известие о случившемся дошло до Синода, Варнаву вызвали в Петроград. На допросе перед членами Синода он вёл себя резко, заявил, что «он совершил канонизацию по указанию свыше», и, несмотря на требование не покидать столицу, вернулся в Тобольск. Синод принял решение признать совершённое Варнавой прославление Иоанна недействительным и уведомить об этом тобольского архиерея и его паству<ref name="сканд"/>. Однако данное решение Синода не было утверждено императором, он дал поручение «зимней сессии Синода пересмотреть это решение, причем, просил проявить снисходительность к епископу Варнаве, действовавшему по ревности, а не по злому умыслу»<ref name="сканд"/>. В декабре 1915 года по Высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Беллавин). Он произвёл осмотр гроба, опечатал его своей печатью, а также зафиксировал сообщения ещё о ряде случаев исцелений.
20 января 1916 года императору был представлен синодальный доклад, говоривший о возможности совершить канонизацию митрополита Иоанна. На всеподданнейшем докладе «Государь Император в 21-й день января 1916 года Собственноручно изволил начертать: „Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний, за Русь православную“»<ref name="TsVed62">Цит. по: Деяние Святейшего Синода. Февраля 12 дня 1916 года. // «Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде». 20 февраля 1916, № 8, С. 62 (пунктуация — по источнику).</ref>. Определением от 22—23 января того же года Святейший Синод «постановил: поручить Преосвященному Митрополиту Московскому совместно с Преосвященным Тобольским и другими имеющими прибыть в Тобольск иерархами совершить 10-го июня сего года торжественное прославление Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и Сибирского»<ref name="TsVed62"/> — о чём возвещалось всероссийской пастве в «Деянии» (послании) Святейшего Синода от 12 февраля 1916 года<ref>Деяние Святейшего Синода. Февраля 12 дня 1916 года. // «Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде». 20 февраля 1916, № 8, С. 53—63 (годовая пагинация).</ref>, утверждённом и подписанном в заседании Синода 15 февраля<ref>Святейший Синод. // «Правительственный вестник». 17 февраля (1 марта) 1916, № 38, С. 3.</ref>.
Торжественная канонизация
10 июня 1916 года состоялось торжественное прославление Иоанна Тобольского, совершённое собором из тринадцати архиереев во главе с митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Невским). Накануне 8 июня митрополит Макарий лично вскрыл гроб с останками Иоанна, омыл мощи, надел на них новое облачение и переложил их в серебряный ковчег, который поместили в новый кипарисовый гроб (гроб и ковчежец были изготовлены на пожертвования москвичей и специально привезены в Тобольск на канонизацию). Проповеди на всенощном бдении (8 июня) и заупокойной литургии (9 июня) произносил протоиерей Иван Восторгов.
В день канонизации гроб с мощами святителя Иоанна был открыт и после крестного хода установлен на соборной площади для поклонения прибывшим на торжества более чем пятидесяти тысячам паломников<ref name="den"/> . Мощи вернулись в собор на следующий день, где их на время совершения литургии поместили на горнем месте, а затем гроб установили на приготовленное для него место в соборе. Было зачитано Деяние Священного Синода о канонизации Иоанна, днём памяти был выбран день его смерти — 10 июня (по юлианскому календарю).
Праздничный молебен перед Софийско-Успенским собором Тобольска в честь открытия мощей Иоанна Тобольского | Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, икона начала XX века, ГИМ | Крестный ход с мощами Иоанна Тобольского в день его канонизации |
Первыми откликами в 1916 году на произошедшую канонизацию стало присвоение Тобольскому учительскому институту имени Иоанна Максимовича (11 июня) и освящение престола храма в деревне Мало-Чусовой (Курганская губерния) во имя новопрославленного святого (12 июня)<ref name="den"/>Николая II, императрицы Александры Фёдоровны, великой княгини Елизаветы Фёдоровны, черниговского архиерея и других).
. В Тобольск поступили многочисленные телеграммы от не сумевших приехать на торжества высокопоставленных лиц (императораДальнейшее почитание
В 1919 году Тобольск был занят Красной армией, перед вступлением войск в город мощи святителя поместили в подвал Покровского собора, откуда их подняли в 1920 году. 10 октября 1922 года мощи святителя Иоанна были вскрыты по распоряжению Тюменского губисполкома<ref name="ПЭ"/>. Вскрытие проходило на паперти Покровского собора, был устроен антирелигиозный митинг. После вскрытия мощи некоторое время оставались в соборе, а затем были переданы в антирелигиозный отдел краеведческого музея, открытого в архиерейском доме.
В июне 1946 года архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов) посетил Тобольск и осмотрел мощи Иоанна Тобольского. В июле того же года он обратился к патриарху Алексию I за поддержкой в вопросе возвращения мощей церкви. Архиепископ Варфоломей 2 марта 1947 года направил ходатайство в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР, которое было удовлетворено, и 14 июня мощи святителя были возвращены в Покровский собор<ref>Косик О. В., Пивоваров Б. Варфоломей (Городцов Сергей Дмитриевич) // Православная энциклопедия. Том VI. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003 .— С. 513—515. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-010-2</ref>.
В 1984 году по благословению патриарха Пимена в день памяти святого было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых. В том году в канун праздника на малой вечерне епископ Омский и Тюменский Максим (Кроха) у раки с мощами святителя Иоанна прочёл акафист святому и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную иконописцами мастерской Московской Патриархии<ref>Собор святых и подвижников благочестия, в земле Сибирской просиявших . Дата обращения: 21 января 2011. Архивировано 18 августа 2011 года.Ошибка скрипта: Нет такого модуля, как «check for unknown parameters».</ref>.
3 апреля 2001 года по рапорту митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) Священный синод РПЦ установил в третью Неделю по Пятидесятнице празднование Собору Галицких святых, включив в него имя святителя Иоанна<ref>Журнал заседания Священного Синода от 3 апреля 2001 года . Дата обращения: 23 января 2011. Архивировано 18 августа 2011 года.Ошибка скрипта: Нет такого модуля, как «check for unknown parameters».</ref>.
5 декабря 2003 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование Собору Брянских святых, в который вошло имя Иоанна Тобольского. Празднование совершается в воскресенье накануне дня памяти благоверного князя Олега Брянского (20 сентября (3 октября))<ref>В кафедральном соборе Брянска состоялось первое богослужение . Дата обращения: 23 января 2011. Архивировано 18 августа 2011 года.Ошибка скрипта: Нет такого модуля, как «check for unknown parameters».</ref>.
Иконография
Иконография святителя Иоанна Тобольского сложилась после его канонизации. Первые его иконописные изображения были созданы в 1916—1917 годах в Сибири и на Украине, бывших местами его церковного служения. За основу иконописных изображений были взяты сохранившиеся ранние живописные изображения митрополита Иоанна.
Известен прижизненный портрет-парсуна Иоанна (Максимовича), написанный в конце XVII — начале XVIII веков. Считается, что на нём наиболее точно переданы черты облика святителя<ref name="ПЭ"/>. Сам портрет не сохранился, изображение известно по публикациям начала XX века<ref>Картины церковной жизни Черниговской епархии из 9-вековой её истории. — Киев, 1911. — С. 104.</ref>. Портрет относится к традиционным образцам украинской портретной живописи. На нём Иоанн изображён в сане архиепископа Черниговского. Он облачён в богатое архиерейское облачение, в правую руку помещён архиерейский жезл, в левую — крест. По сторонам от святителя изображены герб и монограмма. Из особенностей внешности выделяются крупное телосложение, нос с горбинкой, небольшие глаза с острым взглядом из-под бровей.
В Тобольске после смерти Иоанна был выполнен ряд его портретов, которые помещались у его гробницы. К ним относятся<ref name="ПЭ"/>:
- оплечный портрет в белом клобуке (на металлической пластине; в инвентарных книгах — «старый портрет Иоанна Максимовича»);
- портрет-парсуна в клобуке, с крестом и посохом в руках (в собрании Томского областного художественного музея);
- изображение с надписью и вензелем с деревянного надгробия (позднее было помещено на мраморный памятник).
При подготовке к канонизации митрополита Иоанна епископ Варнава в марте 1916 года получил от Синода поручение представить «иконное изображение святителя Иоанна, соответствующее историческим сведениям о святителе, для одобрения, как образца для иконы»<ref>Фомин С. В. Последний Царский Святой. — М.: Паломник, 2003. — С. 318—321.</ref>. Было представлено 7 изображений, и комиссия в качестве образца для написания икон выбрала гравюру к биографии митрополита Иоанна, опубликованную в журнале «Странник» (январь 1864 года). На ней представлено поясное изображение святителя в белом клобуке, мантии, с панагией, правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левую помещён архиерейский жезл без сулока.
К торжественной канонизации святителя «Тобольский епархиальный книжный склад в мае заказал иконы святителя Иоанна лучшим петроградским и московским живописцам»<ref>Максимова Г. В. Иоанн Тобольский и его иконные изображения // Новый мир (газета, 25 октября). — Курган: 2003. — С. 11.</ref>. Их выполнили как в аналойном, так и иконостасном размерах. К июлю 1916 года эти иконы украсили храмы Тобольской епархии. Одна из этих икон использовалась в чине канонизации.
В 1910-е годы сложились два типа иконографии Иоанна Тобольского:
- основанный на черниговской парсуне конца XVII — начала XVIII веков. Иконы, написанные на её основе, появились на Украине и затем попали в Сибирь, где широкого распространения не получили.
- основанный на выбранной Синодом гравюре и тобольских портретах святителя. На них святитель Иоанн имеет крупные черты лица, его архиерейская мантия обычно синяя (реже фиолетовая), белый клобук украшен крестом. Святитель может быть изображён предстоящим в молении Иисусу Христу, которого изображают в верхнем левом углу иконы в облачном сегменте (иногда по сторонам от святителя помещали изображения Иисуса Христа с Евангелием и Богородицы с омофором, как в иконографии Николая Чудотворца).
После установления в 1984 году празднования Собору Сибирских святых изображение Иоанна Тобольского было помещено иконописцами мастерской Московской Патриархии в центре первого ряда святых на иконе этого праздника. В конце 1990-х годов начали писать иконы святителя Иоанна на основе классического древнерусского канона, взяв за образец житийную икону святителя Алексия работы Дионисия, созданную в 1480-х годах. Такие иконы были написаны в иконописных школах Тобольской духовной семинарии и Московской Духовной академии<ref>Узлова Л. Иконописная школа // Встреча. — 2004. — № 18. — С. 52—53.</ref>.
Сочинения
Митрополит Тобольский Иоанн желает,
Молити Пречистую Деву не престает:
О! Всепетая Мати, сохрани град и люди,
Яко зеницу ока всех живущих блюди,
Даруй всему гражданству премногия лета,
Сохраняй и покрывай от злаго навета…
Иоанн Максимович был самым плодовитым поэтом начала XVIII века — им было написано несколько десятков тысяч стихотворных строк<ref name="pd">Максимович, Иоанн / А. М. Панченко. // Словарь русских писателей XVIII века. — СПб.: Наука, 1999. — В. 2.</ref>. Однако среди современников его литературный талант не получил высокой оценки. Так, Димитрий Ростовский в 1708 году писал Стефану Яворскому: «Книга вершов печатных <Богородице Дево…> прислана мне: Бог дал тем виршописцам друкарню, и охоту, и деньги, и свободное житье: мало кому потребные вещи на свет происходят», а Антиох Кантемир указывал, что в «Алфавите» «ничего путного не найдешь»<ref name="pd"/>. Современники Иоанна, особенно столичные поэты, воспринимали его многочисленные художественные тропы, имевшие целью укрепить христианские чувства читателей, как проявление плохого вкуса<ref>Шильникова Т. В. Идеализация Иоанна (Максимовича) в православной традиции XIX - начала XX в. // Известия Уральского государственного университета. — 2008. — В. 16. — № 59. — С. 184—195.</ref>. Несмотря на это, сочинения Иоанна неоднократно переиздавались в XVIII—XIX веках.
Вероятно, учителем Иоанна был Лазарь (Баранович), от него он приобрёл «характерную для украинского и московского барокко XVII века установку на самоценность стиха»<ref name="pd"/>. В сочинениях Иоанна Максимовича прослеживается также декларативный отказ от оригинального творчества: «Не новое аз пишу, з святых собираю <…> слово многими рифмами разширяю»<ref>Богородице Дево… Чернигов, 1707. Л. 18</ref> или «Не туне писася, от многих собирася»<ref>Осм блаженств евангельских. Чернигов, 1709. Л. 1 об.</ref>. Это объясняется тем, что Иоанном было сделано много переводов и компиляций из сочинений как классических православных богословов, так и из трудов современных ему европейских протестантских авторов. Переводы выполнялись Иоанном на церковно-славянский язык «с отдельными вкраплениями полонизмов, латинизмов и варваризмов петровского времени, точны и следуют стилистике оригинала»<ref name="pd"/>. Практически все сочинения митрополита Иоанна были изданы типографией Болдинского монастыря в Чернигове.
Перечень сочинений
- «Феатрон нравоучительный, или нравоучительное зерцало для царей, князей и деспотов» или «Зерцало от Писания Божественнаго» (1705 год) — перевод сочинения папского каноника Амвросия Марлиана «Театр политический», изданного в Риме в 1631 году. Посвящён генеральному судье В. Л. Кочубею. В одном из изданий сочинения помещены три проповеди Иоанна, написанные им в бытность проповедником Киево-Печерского монастыря. Отмечают, что в основном они представляют компиляции проповедей Иоанна Златоуста<ref>Николаев С. И. Максимович Иоанн // Словарь русских писателей XVIII века. — СПб.: 1999. — В. 2. — С. 266.</ref>;
- «Алфавит, сложенный от писаний» (1705 год) — краткие жизнеописания святых и пустынников, а также их изречения, написанные силлабическими стихами. Центральное место занимает «Житие Алексея человека Божьего», так как книга была посвящена царевичу Алексею Петровичу. В житие апостола Петра Иоанн включил панегирик Петру I;
- «Вирши и три проповеди» (1705 год);
- «Богородице Дево радуйся» (1707 год) — стихотворное толкование на богородичную молитву и описание чудес Богородицы, часть сведений была заимствована из сочинения Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Это самое большое поэтическое сочинение Иоанна, насчитывающее 23 тысячи строк;
- «Псалом пятидесятый, от Писания взятый» (1707 год) — толкование на 50-й псалом с пересказом истории о благоразумном разбойнике;
- «Размышление о молитве Отче Наш» (1709 год) — стихотворное изложение различных святоотеческих толкований молитвы. Предисловие к сочинению содержит указание о необходимости благодарить Бога за победу в Полтавской битве, в которой «Бог, в Троице славимый, Российское Отечество от поглощения еретическаго льва швецкаго»<ref name="Шлык"/> ;
- «Осьм Евангельских блаженств» (1709 год) — толкование на евангельские блаженства в стихах;
- «Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный» (1709 год) — перевод с латыни книги бенедиктинского монаха Бенедикта Хефтена (англ.) «Regia via crucis» (1635 год). Книга построена в форме вопросов заблудившейся в лесу девушки, на которые даёт ответы ангел. Кроме цитат из Священного Писания, приводятся многочисленные цитаты из Отцов Церкви, в том числе и восточных, что свидетельствует о переработке Иоанном сочинения Хефтена<ref name="ПЭ"/>;
- «Синаксарь в честь и славу Господа Бога Саваофа о преславной победе под Полтавою» (1710 год) — написан в прозе, за исключением стихотворного окончания. Был предназначен для чтения в церквах за благодарственной службой о победе в Полтавской битве, написанной архимандритом Феофилактом (Лопатинским);
- «Богомыслие на пользу правоверным» (1710 год) — сборник статей, относящихся до разных предметов веры и нравственности, перевод сочинения Иоганна Герхарда «Meditationes sacrae ad veram pietatem excitandam» (1606 год). Первое издание «Богомыслия» было посвящено Иоанном митрополиту Стефану (Яворскому), ярому противнику лютеранства, а второе — Петру I. После смерти Иоанна в его переводе была усмотрена «многая люторская противность», и в 1720 году книгу запретили<ref>Полное собрание законов Российской империи. — СПб., 1830. — Т. 6. № 3653.</ref>. По мнению архиепископа Филарета (Гумилевского), в указе Сената было много преувеличений<ref>Филарет (Гумилевский). Обзор. — 1884. — С. 211—213.</ref>;
- «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной Волей» (1714 год) — перевод с латыни сочинения немецкого писателя и католического проповедника Иеремии Дрекселя. Сочинение Дрекселя было взято Иоанном за основу и дополнено его собственным богословским видением проблемы согласования Божественной и человеческой воли, основанном на мнениях Отцов Церкви. Это сочинение Иоанна «настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика»<ref>Гумеров А. Предисловие // Иоанн (Максимович), митр. Илиотропион. — М., 2008. — С. 4.</ref>. Популярность «Илиотропиона» объясняется тем, что в нём сложные богословские вопросы разъясняются различными рассказами и примерами, взятыми из Священного Писания и житий святых.
К неизданным сочинениям Иоанна Максимовича относится его обширное стихотворное автобиографическое сочинение «Есть путник из Чернигова в Сибирь», написанное им в Тобольске и рассказывающее о его жизни после отъезда из Чернигова<ref>Ранний список «Путника» хранился в Енисейском Преображенском монастыре, на 2011 год рукопись хранится в Российской национальной библиотеке (Q.IV.375).</ref>. В «Путнике», кроме подробного описания путешествия Иоанна из Чернигова в Тобольск, включая возведение в сан митрополита в Москве, содержатся его философские и богословские размышления. В «Путнике» Иоанн сообщает, что в Чернигове «Много оставих писаний, к типу зготованных; не вем, аще увижу к чтению изданных. Кая ми польза, егда вся под спудом погребены пребудут?»<ref name="Шлык"/> . Поэтому полный перечень написанных митрополитом Иоанном трудов остаётся неизвестным.
Его авторству приписывают также латинско-русский словарь, составленный в 1724 году его племянником И. П. Максимовичем<ref name="pd"/>.
Примечания
<references group=""></references>
Литература
- Иоанн (Максимович Иван) // Православная энциклопедия. — М.: 2010. — Т. 23. — С. 219—230. — ISBN 978-5-89572-042-4.
- Жития сибирских святых / Сергий (Соколов), епископ. — Новосибирск: Новониколаевск, 2007. — 288 с. — ISBN 5-88013-010-X
- Денисов М., протоиерей. Святитель Иоанн Тобольский и история его прославления // Сибирь православная : Журнал. — Новосибирск: 2007. — № 1. — С. 2—8.
- Сулоцкий И. А. Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского. — М., 1849.
- Скосырев Н. Очерк жития митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна Максимовича. — М., 1892.
- Фомин С. В. Последний Царский Святой. — М.: Паломник, 2003.
Ссылки
30px | Иоанн Тобольский на Викискладе? |
---|
- Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири . на сайте Тобольской епархии. Дата обращения: 6 января 2009. Архивировано 18 августа 2011 года.Ошибка скрипта: Нет такого модуля, как «check for unknown parameters».
- Иоанн (Максимович) . на сайте Русское Православие. Дата обращения: 6 января 2009. Архивировано 18 августа 2011 года.Ошибка скрипта: Нет такого модуля, как «check for unknown parameters».
- Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири . на сайте Православие.Ru. Дата обращения: 6 января 2009. Архивировано 18 августа 2011 года.Ошибка скрипта: Нет такого модуля, как «check for unknown parameters».
- Иоанн Тобольский на «Родоводе». Дерево предков и потомков
Ошибка скрипта: Нет такого модуля, как «Navbox».
Эта статья входит в число избранных статей русскоязычного раздела Википедии. |
- Страницы с ошибками скриптов
- Страницы с неработающими файловыми ссылками
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в 1651 году
- Родившиеся в Нежине
- Умершие 21 июня
- Умершие в 1715 году
- Умершие в Тобольске
- Статьи с шаблонами-карточками без имени
- Святые по алфавиту
- Википедия:Избранные статьи о религии
- Википедия:Избранные статьи по алфавиту
- Выпускники Киево-Могилянской академии
- Религиозные деятели России
- Митрополиты Русской православной церкви
- Архиереи Сибирские и Тобольские
- Русские православные святые
- Святители
- Святые Украины
- Брянские святые
- Христианские святые XVIII века
- Канонизированные в XX веке