Гачев Георгий Дмитриевич
16–17 мая 2019 года
Международная научная конференция
«Творчество в жизни и культуре: феномен Георгия Гачева (К 90-летию со дня рождения)»
Форма заявки
Окончил филологический факультет МГУ (1952). Работал учителем русского, английского языка, русской литературы в Брянске (1952–1954). Аспирант (1954–1957), младший научный сотрудник (1957–1961, 1963–1971) Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. В 1961 г. оставил институт, работал слесарем и автослесарем в с. Твардица, в 1962–1963 г. – матрос Черноморского пароходства. В конце 1963 г. вернулся в ИМЛИ и возобновил научную работу. В 1965 г. принят в Союз писателей. В 1972–1985 – младший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. В 1986–2008 – старший, затем ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Член-корреспондент РАЕН (1994). Награжден орденом Паисия Хилендарского Болгарской академии наук (1980). В 1983 г. защитил докторскую диссертацию. Доктор honoris causa Университета в г. Велико Тырново (2004), Софийского университета (2006).
Взгляды и творчество
Георгий Гачев развивал теорию ускоренного развития культуры, согласно которой народы, культурное развитие которых было заторможено историческими обстоятельствами, вступая на арену культуры, за короткое время проходят основные стадии мирового духовного развития, «догоняя» Европу, в которых эти стадии подчас занимали столетия (свою теорию называл «теорией относительности в гуманитарной культуре»). Опираясь на Гегеля, стремился постичь «феноменологию духа» народа, понять, как универсальное проявляется в национальном, «онтогенез», индивидуальный опыт духовного роста национального целого, повторяет «филогенез», опыт развития человечества, выработанные им в этом развитии формы быта, государственности, культуры. Гегелевский принцип единства исторического и логического лег в основу работ Гачева, посвященных развитию образного сознания в рус. и мировой литературе (Жизнь художественного сознания». М., 1972; Образ в русской художественной культуре. М., 1981). Георгий Гачев подчеркивал, что рус. литература в XIX в. была синтетической формой национального самосознания, «выполнила роль национальной рус. философии». Обращаясь к проблеме соотношения традиции и новаторства в культуре, выдвинул идею содержательности художественных форм, доказывая, что «форма есть отвердевшее содержание», литературные структуры в момент своего возникновения вбирают в себя жизненный и духовный опыт своего времени и затем излучают его на каждую последующую эпоху, так что создание литературного текста есть сложное взаимодействие новой творческой идеи и жанровой структуры, несущей в себе архетипическое содержание. Виды, стили, жанры искусства – варианты миропонимания, призмы, по-разному преломляющие бытие.
Главный труд Георгия Гачева – многотомная серия «Национальные образы мира» (1960-е–2007), посвященная анализу национальных ментальностей. Философ разработал методологию, позволяющую увидеть всякий национальный организм как целостность, понять его энтелехию, его идею, которая проявляется на различных уровнях: природа, быт, язык, культура, научные и философские теории. Ввел понятие национальный Космо-Психо-Логос: единство природы, в которой живет народ, национального характера и способа мышления. Описывая национальный Космос, использовал выработанный в философии досократиков натурфилософский язык четырех стихий: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Определял различия национальных культур по соотношению пространства и времени, вертикали и горизонтали, -гонии (рождения) и -ургии (труда), мужского и женского, растительной и животной образности, вариантам религиозного чувства. Изучая национальные логики, подчеркивал образный априоризм, присутствующий в глубинах языка философа и отсылающий к первичным интуициям, которые присущи всем представителям данной национальной культуры. Выработал свой алгоритм чтения национальной предметности (жилища, кухни, музыки, танца, одежды) и телесности («тело человека – “тело отсчета” в национальном космосе»). Писал «философию быта как бытия», раскрывая смыслы вещей, давая эстетическое осмысление повседневности (Вещают вещи, мыслят образы. М., 2000). Занимался проблемой диалога между естествознанием и гуманитарной культурой, демонстрируя, как один и тот же сегмент бытия отражается в науках о природе и в науках о человеке. Утверждал целостность познания (синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), взаимопереплетенность мысли и жизни. Свой тип мышления называл «ПРИ-влеченным», стремился показать, как внутренний, личный опыт познающего субъекта отражается на ходе анализа. Работал в жанре жизненно-философского дневника, «жизнемысли», внутри которого писал свои трактаты и исследования.
Несколько статей и жизнемыслей
В связи с годом мировым Моцарта: 250 лет с рождения — нам повод заново продумать миф, мощный, внесенный в общественное и художественное сознание России Пушкиным в его «маленькой драме» «Моцарт и Сальери». Она — из того протуберанца, вспышки его гения, что совершалась в Болдинскую осень 1830 года... Георгий Гачев. Моцартианство и сальеризм // НГ-Экслибрис. — 30 апреля 2009.
...И вот если окинуть общим взглядом панораму современности, то явный крен от сложного в сторону упрощения и примитива во всем. От симфонии и тембров оркестра — попса и там-там, шумовое бряканье из децибелов оглушающих с повтором одного мотивчика — и это в массе — на стадионе под вскидыванье рук ошалелых. ... Георгий Гачев. Экология культуры // НГ-Экслибрис.
По радио — «Зачем люди пишут дневник?». Удваиваем жизнь, ее моменты — сильнее через Слово делаем, укрупняем. Такое мощное средство как Слово, мировой Логос, Культуры — прививаем к себе — разобраться, помочь: облучаем и себя, и все вокруг. Из жизнемыслей о литературе (2004-2008)
По радио обсуждают Олешу — «Ни дня без строчки» — наплодил сим прецедентом толпища графоманов. Он же — отделывал каждую строчку — как литературу… И [1 нрзб.] вопрос к себе: каков же я?.. Из жизнемыслей последних лет (2005-2008)
Теперь, после развала СССР и Югославии – понимаешь, как идея Социализма Коммунизма как секулярная сверхидея была живительна и полезна и цивилизующа – в регионах, где разно-природные этносы с потенциалом животно-звериных цапаний, а также – разные веры – тоже с убийственным фанатизмом. Георгий Гачев: опыты жизнемышления / Публикация А.Г. Гачевой // Литературная газета. — 30 апреля 2014. — № 17(6460).
О Георгии Гачеве
Гачева и читать-то надо в каких-то особенных условиях. Скажем, между копкой грядок во саду, в огороде. Как он сам, делая записи. Дочурка Лариса ещё крохой отлично поняла: «Папочка, иди и запиши это всё – тебе бы только записать». Владимир Поляков. Борщ по-гачевски
Гачев был среди нас - кем он был? Филологом, философом особенного покроя, вообще мыслителем, может быть, культурологом? Но этим последним титулом вот уж не хочется его называть. Гачев был необыкновенное человеческое мыслящее существо. Существо вне ряда и вне сравнения... Сергей Бочаров. Хочешь быть свободным - будь им
Комнатка его, и без того небольшая, заполнена шкафами и полками, всё забито рукописями, которые - вбольшинстве своем - до сих пор не увидели света. Жилище, внешняя среда обитания человека, всегда отражает его нутро, его личность... Сергей Федякин. В поле напряжения между жизнью и мыслью
Спасибо нашему Времени за то, что мы имели честь жить в эпоху, когда творил Георгий Дмитриевич ГАЧЕВ - этот ЧЕЛОВЕК был и остается с нами, продолжая расширять рамки нашего мировидения, освещать нашу жизнь, делая ее более осознанной и достойной. Улданай Бактикиреева. Памяти человека и ученого
Встречаясь в течение двадцати лет в клубе «Свободное слово» в Институте философии РАН со многими известными людьми и яркими личностями, я могу уверенно сказать, что Георгий Дмитриевич Гачев был одним из самых оригинальных умов нашего времени. Людмила Сараскина. О Гачеве
В 2011 г. издательство «Логос» (Сербия, Белград) выпустило перевод книги Г.Д. Гачева «Ментальности народов мира». Предлагаем статью Анастасии Гачевой «“Разум восхищенный” Георгия Гачева», помещенную в этой книге в качестве послесловия.
Георгию Гачеву. Стихотворения
Леонид Латынин. Г. Гачеву (I)
Власть вертикали слишком велика,
Чтоб твари уподобило нас бремя
Забот и бед, чем медленное время
Гнетет к земле нас долгие века.
Я вверх расту, и корни не в земле –
Они туда – за облако и вьюгу –
Скользят винтом по сумрачному кругу,
И пропадают истины во мгле.
Ты дерево рукою погуби
И вырви вон с корнями – глянет яма.
Сруби меня – и в небе будет яма,
С корнями неубитыми в глуби.
6 июня 1980
Леонид Латынин. Г. Гачеву (II)
На свете есть пустое ремесло -
Из плоских слов слепить себе дорогу
И мысли осторожной колесо
Пустить взначай по направленью к Богу.
И чем бы ни был занят мир окрест,
Куда б ни плыл вокруг тебя успешно,
Катиться колесу не надоест,
Пока ты жив и не устал, конечно.
Направо – юг, налево – север
А,Назад дорога - воротиться к дому,
Чего-чего, а гласного добра
Избыточно отпущено любому.
Пока у звезд не выгорят лучи,
И смерти не исчерпана тревога,
Ты все равно надейся и молчи,
Что колесо докатится до Бога.
15 апреля 2008, Пафос
Валентин Берестов. Философский разговор (Георгию Гачеву)
Я - на пне. Философ вверх ногами
Предо мной стоит на голове.
Два зрачка над черными бровями,
Словно мышки прячутся в листве.
Формулу Декарта мировую
Он с французской почвою связал.
Дескать, "мыслю значит существую" -
Англосакс вовек бы не сказал.
И она сложилась бы иначе
В Токио, Багдаде иль Москве.
Осень. Листопад. Георгий Гачев
Предо мной стоит на голове.
Инна Кабыщ. На смерть Г. Гачева
Крики и слёзы, и скрежет колёс.
Кто говорит, что у нас бездорожье?
Давеча Гачева поезд увёз
Из Переделкина в Царствие Божье.
События и мероприятия
- В четверг, 29 марта 2018, в 18-00. Библиотека истории русской философии и культуры (Дом А.Ф. Лосева, ул. Арбат, д. 33). Семинар "Русская философия: традиции и современность". Обсуждение последней книги Георгия Гачева "Образы Божества в культуре. Национальные варианты" (М.: Академический проект, 2016). Выступают: В.П. Визгин (ИФ РАН), В.В. Варава (МПИ св. Иоанна Богослова), А.Г. Гачева (ИМЛИ РАН), А.А. Золотов (РАХ), М.А. Маслин (МГУ), Б.Н. Тарасов (Литинститут), В.П. Троицкий ("Дом А.Ф. Лосева") и др.
- 24 марта 2018, дом-музей Булата Окуджавы. "Упуская время, жил счастливо...". Вечер памяти Георгия Гачева.
- 24-27 октября 2014 г. Международная научная конференция «Национальные образы мира в художественной культуре», 24-27 октября 2014 г.
- 17 мая 2014 г. 19-45, в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова в рамках международной акции «Ночь в музее» состоится открытие выставки «Творество в жизни и культуре. Отец и сын Гачевы».
- 13-14 мая. Конференция «Творческое наследие Георгия Гачева» (к 85-летию со дня рождения).
- 12–13 мая 2014 г., 20-40 телеканал «Культура». Документальный фильм «Семейная комедия. Георгий Гачев и Светлана Семенова» (1-2 серии). Режиссер – Елена Ласкари, автор сценария – Александрина Вигилянская.
- 11 мая 2014 г. Программа философа Алексея Козырева "Философский клуб" на радио "Русская служба новостей", посвященная философскому наследию Георгия Гачева.
- 8 апреля 2014 г. София, Национальная библиотека. Открытие выставки "Миры Георгия Гачева". Круглый стол "Творческое наследие Георгия Гачева".
Книги Георгия Гачева
- Ускоренное развитие литературы (на материале болгарской литературы первой половины XIXвека). М.: Наука, 1964. - 312 с. 2-е изд.: Неминуемое. М.:Художественная литература, 1989. - 432 с.
- Ускореното развитие на културата (на болг. яз.). София: Наука иизкуство, 1979. - 519 с.; 2-е изд. София: Издателство «Захарий Стоянов», 2003. - 496 с.
- Любовь, человек, эпоха. Рассуждение о повести «Джамиля» Чингиза Айтматова. М.: Советский писатель, 1965. - 98 с.
- Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.:Просвещение, 1968. - 303 с.; 2-е изд.: М.: Изд-во Московского университета; изд-во «Флинта», 2008 – 288 с. (Классика жанра).
- Съдържателност на художествените форми. Епос. Лирика. Театр (на болг.яз.). София: Наука и изкуство, 1982. - 311 с.
- Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Часть I. М.: Искусство, 1972. - 200 с.
- Творчество, жизнь, искусство. М.: Дет. лит., 1980. - 143 с.
- Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981. - 246 с.
- Чингиз Айтматов и мировая литература. Кыргызстан. Фрунзе, 1982. - 288 с.
- Чингиз Айтматов (в свете мировой культуры). Фрунзе: Алабият. 1989. - 488 с.
- Панорамата на световната литература (Панорама мировой литературы) (на болг. яз.). София: Наука и изкуство, 1989. - 583 с.
- Национальные образы мира. Общие вопросы (Русский. Болгарский.Киргизский. Грузинский. Армянский). М.: Советский писатель, 1988. - 448 с.
- Жизнемысли. М.: Правда, 1989. - 47 с.
- Русская Дума. Портреты русских мыслителей. М.: Новости, 1991. - 272 с.
- Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. - 292 с.
- Логика вещей и человек. Прение о правде и лжи в пьесе М. Горького«На дне». М.: Высшая школа, 1992. - 96 с.
- Наука и национальные культуры (Гуманитарный комментарий к естествознанию). Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского гос. унт-та, 1992. –317 с.
- Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии). М: Наука;«Восточная литература», 1993. - 388 с.
- Русский Эрос («роман» Мысли с Жизнью). М.: Интерпринт, 1994. 279 с.;2-е расшир. изд. М.: Алгоритм, 2004. - 636 с.
- Семейная комедия. Лета в Щитове (исповести). М.: Школа-пресс, 1994. - 352 с.
- Жизнь с Мыслью. Книга счастливого человека (пока…). Исповесть М.:ДИ-ДИК-ТАНАИС; МТРК «Мир», 1995. – 496 с.
- Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура,1995. - 480 с.
- Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством.М.: Раритет, 1997. - 678 с.
- Национальные образы мира. Курс лекций. М.: Академия, 1998. - 430 с.
- Творчеството в живота – и културата (Творчество в жизни – и культура)(на болг. яз.). София: Христо Ботев, 1998. - 543 с.
- Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца и горца. М.: Институт ДИ-ДИК, 1999. - 367 с.
- С Толстым встреча через век. М.: Вузовская книга, 1999. - 108 с.
- Воображение и Мышление. М.: Вузовская книга, 1999. - 189 с.
- Музыка и световая цивилизация. М.: Вузовская книга, 1999. - 199 с.
- Андрей Синявский – Абрам Терц. М.: Вузовская книга, 2000. - 133 с.
- Вещают вещи. Мыслят образы. М.: Академический проект, 2000. - 440 с.
- Национальные образы мира. Центральная Азия: Казахстан. Киргизия.Космос Ислама. М.: Издательский сервис, 2002. - 781 с.
- Национальные образы мира. Кавказ: Грузия. Азербайджан. Армения. М.:Издательский сервис, 2002. - 412 с.
- Национальные образы мира. Соседи России: Польша. Литва. Эстония. М.:Прогресс-традиция, 2003. - 384 с.
- Гуманитарный комментарий к физике и химии (Диалог между науками оприроде и о человеке). М.: Логос, 2003. - 510 с.
- Ментальности народов мира. М.: Алгоритм, 2003. - 541 с.; 2-е изд. М.: Алгоритм, 2008. – 541с.
- Осень с Кантом. Образность в «Критике чистого разума». М.: Институт философии РАН, 2004. - 329 с.
- Математика глазами гуманитария (Дневник удивлений математике). М.:Издательство СГУ, 2006. - 350 с.
- Българският Космо-Психо-Логос (по Христо Ботев). (Болгарский Космо-Психо-Логос) (на болг. яз.). София: Захарий Стоянов, 2006. - 672 с.
- 60 дней в мышлении (Самозарождение жанра). М.; СПб.: Летний сад, 2006.- 480 с.
- Национальные образы мира. Болгария в сравнении с Россией (опыт экзистенциального литературоведения). М.: Институт славяноведения РАН, 2007. –320 с.
- Миры Европы. Взгляд из России. Англия (Интеллектуальное путешествие).М.: Воскресение, 2007. - 683 с.
- Миры Европы. Взгляд из России. Италия (Интеллектуальное путешествие).М.: Воскресение, 2007. – 413 с.
- Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. М.: Академический проект, 2007. – 511 с. (Технологии культуры).
- Национальные образы мира. Эллада, Германия, Франция: опыт экзистенциальной культурологии. М.: Логос, 2008. 424 с. (Библиотека интеллектуала).
- Дневник современного философа. Г.Д. Гачев, В.В. Бибихин,К.С. Пигров, С.Г. Семенова. М.: МГИУ, 2009. – 141 с. (Серия«Современная русская философия», № 4).
К посетителям
А еще мы составляем памятный сборник. Принимаются материалы самого разного рода: воспоминания, статьи, заметки, стихи, интервью, фотографии, картины, рисунки, дружеские шаржи и проч. Они могут быть самыми разными, самыми «непричесанными». И если Вы помните только один-два эпизода, но ярких и характерных - просто опишите их и пришлите нам для раздела «Гачевская мозаика» (черкнув и пару слов о Вас самих, а если можно - то и прислав фотографию).
Можно писать в группу памяти Георгия Гачева в FaceBook. А можно - и по адресу muzejfedorova@yandex.ru.
На всякий случай и мобильный - 8-905-758-43-54.