Семенова Светлана Григорьевна — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) |
Petrov (обсуждение | вклад) м |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
#Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов (в соавт.). М., 2003 | #Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов (в соавт.). М., 2003 | ||
#Метафизика русской литературы: В 2 т. М., 2004 [http://nffedorov.ru/texts/kp/mfrl1.pdf Т.1] [http://nffedorov.ru/texts/kp/mfrl2.pdf Т.2] | #Метафизика русской литературы: В 2 т. М., 2004 [http://nffedorov.ru/texts/kp/mfrl1.pdf Т.1] [http://nffedorov.ru/texts/kp/mfrl2.pdf Т.2] | ||
− | #[http://www.nffedorov.ru/ | + | #[http://www.nffedorov.ru/texts/fbv/Filosof_buduchego_veka.pdf Философ будущего века – Николай Федоров. М., 2004] |
#Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005 | #Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005 | ||
#[http://nffedorov.ru/texts/kp/ras.pdf Валентин Распутин] | #[http://nffedorov.ru/texts/kp/ras.pdf Валентин Распутин] |
Версия 13:40, 3 октября 2015
СЕМЁНОВА Светлана Григорьевна (23.08.1941 - 09.12.2014) — специалист по истории рус. философии, литературовед, д-р филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН. В круг научных интересов Семеновой входят проблемы философской антропологии, аксиологии и иммортологии, философии религии и культуры, взаимосвязи русской философии и литературы. Семенова — исследователь философского наследия Федорова (составитель первого научного собр. его соч.), др. представителей рус. космизма; разработала концепцию двух ветвей этого течения — активно-эволюционной, ноосферной, и активно-христианской; развила идею «активной эволюции» как нового сознательно-творческого этапа развития мира, направляемого разумом, нравственным чувством и верой; ввела понятия «ноосфера как реальность» (деятельность человечества на земной планете, противоречивая, чреватая кризисами, ибо противоречив, двойственен сам человек) и «ноосфера как идеал» (будущий преображенный, бессмертный строй мира). На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия, стоящего на взаимном вытеснении, пожирании, смерти) Семенова по-новому ставит проблему «человек и природа», противопоставляя ноосферные установки рус. космизма ряду положений «нового экологического сознания» с его пафосом свертывания человечества, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность. Подчеркивает необходимость нового фундаментального выбора цивилизации, к-рый предполагает эволюционную ответственность существа сознающего, восхождение человека и мира на более высокую бытийную ступень, взаимодействие веры и знания в общем деле преображения жизни. Неолиберальному индустриально-экономическому варианту глобализации («мир как единый рынок», культ экономической эффективности и успеха, разделение мирового сообщества на страны-доноры и гегемоны, идея «золотого миллиарда», унификация стиля жизни, стирание национально-культурных различий) противопоставляет идеал ноосферы, примиряющий личность и общность, самобытность национальных культур и планетарные, всечеловеческие задачи, ориентированный на равноправное сотрудничество наций и народов в онтологическом делании. Семенова развивает идеи Федорова о регуляции природы, внешней, земно-космической, и внутренней, психо-физиологической, имманентном воскрешении, творческой метаморфозе Эроса. Исследовала творчество П. Тейяра де Шардена, представив биографию мыслителя в контексте эпохи, этапы созревания учения христианского эволюционизма, проанализировала родство идей французского мыслителя с традицией рус. религиозной философии конца XIX – первой трети XX в. В работах Семеновой углубленно рассматриваются представления мыслителей рус. религиозно-философского возрождения о богочеловечестве, активно-творческой эсхатологии, условности апокалиптических пророчеств, проблеме апокатастасиса. Опираясь на идею всеобщности спасения, обосновывает «этику снисхождения», предполагающую «глубинное понимание», «тотальное прощение», и утверждая ее связь с «философией восхождения», ориентирующей на выход к бытийному совершеннолетию, гармонизацию природы человека. Одно из направлений работы Семеновой связано с изучением рус. литературы XIX-XX вв. как синкретической образно-художественной философии, выразительницы метафизического и национального самосознания. В книге «Глаголы вечной жизни», посвященной исследованию Четвероевангелия, Семенова соединяет святоотеческую традицию экзегетики с активно-христианским взглядом рус. религиозной философии, по-новому высвечивающим метафизический смысл событий Священной истории.
Сочинения
- Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. М., 1989
- Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990
- Тайны Царствия Небесного. М., 1994
- Глаголы вечной жизни: Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия. М., 2000
- Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика – видение мира – философия. М., 2001
- Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов (в соавт.). М., 2003
- Метафизика русской литературы: В 2 т. М., 2004 Т.1 Т.2
- Философ будущего века – Николай Федоров. М., 2004
- Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005
- Валентин Распутин
- Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден. СПб., 2009
- Дневник современного философа (в соавт.) М., 2009
- Тропами сердечной мысли: Этюды, фрагменты, отрывки из дневника. М., 2012
- Некролог Российской государственной библиотеки
- Сердечная мысль Светланы Семёновой (некролог «Литературной газеты»)
- Первопроходец духа (некролог «Литературной России»)
- Памяти Светланы Семеновой («Независимая газета»)
- Свет бессмертия («Новые известия»)
Георгий Гачев и Светлана Семенова
СВЕТЛАНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ СЕМЕНОВОЙ
выдающегося литературоведа и философа,
чьими трудами было возвращено наследие Н.Ф. Федорова.
- 11-30. Панихида в Храме свт. Николая, что в Кузнецкой слободе (Вишняковский пер., 15, м. «Павелецкая», «Новокузнецкая»)
- 13.00 вечер памяти в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова
17 января - в день, когда двадцать один год назад был открыт Музей-читальня Н.Ф. Федорова, преобразованный спустя пять лет в Музей-библиотеку, - мы будем вспоминать Светлану Семенову, "дочь человеческую", воскресившую для мира своего отца в духе - Николая Федоровича Федорова. Ее сороковины падают именно на этот день. Светлана Семенова стояла у истоков Музея-библиотеки. В основу наших фондов легла ее книжная коллекция. Во многих витринах лежат собранные ею фотографии. На протяжении 27 лет она была руководителем философского семинара по изучению и развитию идей Н.Ф. Федорова и даже последние годы - во время горькой болезни - ее мысль и дух всегда были с нами.
Мы увидим кадры открытия Музея-читальни, фрагменты наиболее ярких мероприятий, на которых неизменно царил гений Светланы Семеновой, вспомним ее молитвой и памятным словом.
Мы люди, потому что мы помним.
Мы люди, потому что мы воскрешаем.