Семенова Светлана Григорьевна — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
(Сочинения)
Строка 4: Строка 4:
  
 
==Сочинения==
 
==Сочинения==
 +
<!--
 +
===Избранные книги и монографии===-->
 
#[http://nffedorov.ru/texts/kp/pt.pdf Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. М., 1989]
 
#[http://nffedorov.ru/texts/kp/pt.pdf Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. М., 1989]
 
#Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990
 
#Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990
Строка 17: Строка 19:
 
#Дневник современного философа (в соавт.) М., 2009
 
#Дневник современного философа (в соавт.) М., 2009
 
#Тропами сердечной мысли: Этюды, фрагменты, отрывки из дневника. М., 2012
 
#Тропами сердечной мысли: Этюды, фрагменты, отрывки из дневника. М., 2012
 +
<!--===Из статей===-->
 +
#Мир Чехова: философский абрис 2010.12.10
 +
#Cмысл и задание русской религиозно-философской мысли 2010.01.28
 +
#Глобализация и ноосфера 2009.12.15
 +
#Космическая мысль России (совм. с Гачевой А.Г.) 2011.04.11
 +
<hr>
 +
{{Срочно}}

Версия 21:19, 9 декабря 2014

СЕМЁНОВА Светлана Григорьевна (23.08.1941 - 09.12.2014) — специалист по истории рус. философии, литературовед, д-р филологических наук, главный научный сотрудник Ин-та мировой литературы РАН. В круг научных интересов С. входят проблемы философской антропологии, аксиологии и иммортологии, философии религии и культуры, взаимосвязи русской философии и литературы. С. — исследователь философского наследия Федорова (составитель первого научного собр. его соч.), др. представителей рус. космизма; разработала концепцию двух ветвей этого течения — активно-эволюционной, ноосферной, и активно-христианской; развила идею «активной эволюции» как нового сознательно-творческого этапа развития мира, направляемого разумом, нравственным чувством и верой; ввела понятия «ноосфера как реальность» (деятельность человечества на земной планете, противоречивая, чреватая кризисами, ибо противоречив, двойственен сам человек) и «ноосфера как идеал» (будущий преображенный, бессмертный строй мира). На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия, стоящего на взаимном вытеснении, пожирании, смерти) С. по-новому ставит проблему «человек и природа», противопоставляя ноосферные установки рус. космизма ряду положений «нового экологического сознания» с его пафосом свертывания человечества, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность. Подчеркивает необходимость нового фундаментального выбора цивилизации, к-рый предполагает эволюционную ответственность существа сознающего, восхождение человека и мира на более высокую бытийную ступень, взаимодействие веры и знания в общем деле преображения жизни. Неолиберальному индустриально-экономическому варианту глобализации («мир как единый рынок», культ экономической эффективности и успеха, разделение мирового сообщества на страны-доноры и гегемоны, идея «золотого миллиарда», унификация стиля жизни, стирание национально-культурных различий) противопоставляет идеал ноосферы, примиряющий личность и общность, самобытность национальных культур и планетарные, всечеловеческие задачи, ориентированный на равноправное сотрудничество наций и народов в онтологическом делании. С. развивает идеи Федорова о регуляции природы, внешней, земно-космической, и внутренней, психо-физиологической, имманентном воскрешении, творческой метаморфозе Эроса. Исследовала творчество П. Тейяра де Шардена, представив биографию мыслителя в контексте эпохи, этапы созревания учения христианского эволюционизма, проанализировала родство идей французского мыслителя с традицией рус. религиозной философии конца XIX – первой трети XX в. В работах С. углубленно рассматриваются представления мыслителей рус. религиозно-философского возрождения о богочеловечестве, активно-творческой эсхатологии, условности апокалиптических пророчеств, проблеме апокатастасиса. Опираясь на идею всеобщности спасения, обосновывает «этику снисхождения», предполагающую «глубинное понимание», «тотальное прощение», и утверждая ее связь с «философией восхождения», ориентирующей на выход к бытийному совершеннолетию, гармонизацию природы человека. Одно из направлений работы С. связано с изучением рус. литературы XIX-XX вв. как синкретической образно-художественной философии, выразительницы метафизического и национального самосознания. В кн. «Глаголы вечной жизни», посвященной исследованию Четвероевангелия, С. соединяет святоотеческую традицию экзегетики с активно-христианским взглядом рус. религиозной философии, по-новому высвечивающим метафизический смысл событий Священной истории.

А.Г. Гачева

Сочинения

  1. Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. М., 1989
  2. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990
  3. Тайны Царствия Небесного. М., 1994
  4. Глаголы вечной жизни: Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия. М., 2000
  5. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика – видение мира – философия. М., 2001
  6. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов (в соавт.). М., 2003
  7. Метафизика русской литературы: В 2 т. М., 2004 Т.1 Т.2
  8. Философ будущего века – Николай Федоров. М., 2004
  9. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005
  10. Валентин Распутин
  11. Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден. СПб., 2009
  12. Дневник современного философа (в соавт.) М., 2009
  13. Тропами сердечной мысли: Этюды, фрагменты, отрывки из дневника. М., 2012
  14. Мир Чехова: философский абрис 2010.12.10
  15. Cмысл и задание русской религиозно-философской мысли 2010.01.28
  16. Глобализация и ноосфера 2009.12.15
  17. Космическая мысль России (совм. с Гачевой А.Г.) 2011.04.11

Скончался Владимир Бодякин
Bodjakin.jpg

Физик, инженер, старший научный сотрудник Института проблем управления РАН, работавший в области нейрокомпьютинга. Он мечтал построить Информоград, в котором искусственный интеллект и машины стали бы не соперниками, а друзьями и помощниками человека, призванного внутренне расти, исполняя заповедь о совершенстве в добре. Не хватило сил, не хватило времени жизни. Как в стихотворении Боратынского, его душа, рвавшаяся в будущее без войн, без насилия, без подлости и зла, "свершила свой подвиг прежде тела". Не выдержал организм, верный, но сверх всякой меры навьюченный "брат осел", не выдержало сердце, загнанное аритмией. Жизнь оборвалась - внезапно и горестно.

Владимир Бодякин оказывал огромную поддержку сначала Музею-читальне, потом Музею-библиотеке Н.Ф. Федорова. Передавал сюда книги, неоднократно выступал на семинаре и чтениях памяти Федорова, помогал в организации научных встреч. Он умел подставить плечо в большом и малом. Однажды вышел из строя наш жесткий диск - со всем архивом Музея. Володя сделал все, чтобы его восстановить, сам ездил в компьютерный центр, потратив и время и деньги (от возмещения затрат он наотрез отказался). А сколько коробок с книгами и рукописями перетаскал он во время ремонта и наших перестановок - не счесть! Часто - еще до болезни - любил забегать к нам днем или вечерами "на огонек" - ведь его ИПУ РАН был по соседству.

Прощание с Володей Бодякиным состоится в день Веры, Надежды, Любви и Матери их Софии. Три эти силы, являвшиеся для ученого и мыслителя опорами самостояния человека, он - как и на иконе праздника - соединял с Мудростью, со Знанием, которое служит Жизни.

Всем, кто захочет почтить память Володи Бодякина. 30 сентября:

  • 10-30 - прощание в морге ЦИТО им. Приорова (ул. Приорова, д. 10, строение 2). Проезд: м. Войковская, тролл. 57 или автобусом 80 до остановки ЦИТО. Вход КПП № 3 с улицы Новая Ипатовка.
  • 11-30 - панихида в Храме Георгия Победоносца (ул. Большая Академическая, д. 33). От ст. метро «Войковская» автобусом 179, 204, маршруткой 132 или троллейбусом 57 до остановки «Роддом № 27», либо трамваем № 27 от метро «Войковская» до остановки «Коптевский рынок», далее пешком вдоль бульвара.