Семенова Светлана Григорьевна — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) (→Из статей и интервью) |
Petrov (обсуждение | вклад) (→Сочинения) |
||
(не показано 68 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | __NOTOC__ | |
− | + | ||
− | + | [[файл:Semenova s.g. .jpg|210px|right|С.Г. Семенова]] | |
− | + | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
<!--{{Срочно}}--> | <!--{{Срочно}}--> | ||
− | СЕМЁНОВА Светлана Григорьевна (23.08.1941 - 09.12.2014) — специалист по истории рус. философии, литературовед, д-р филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН. В круг научных интересов Семеновой входят проблемы философской антропологии, аксиологии и иммортологии, философии религии и культуры, взаимосвязи русской философии и литературы. Семенова — исследователь философского наследия Федорова (составитель первого научного собр. его соч.), др. представителей рус. [[Идеи космизма|космизма]]; разработала концепцию двух ветвей этого течения — активно-эволюционной, ноосферной, и активно-христианской; развила идею «активной эволюции» как нового сознательно-творческого этапа развития мира, направляемого разумом, нравственным чувством и верой; ввела понятия «ноосфера как реальность» (деятельность человечества на земной планете, противоречивая, чреватая кризисами, ибо противоречив, двойственен сам человек) и «ноосфера как идеал» (будущий преображенный, бессмертный строй мира). На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия, стоящего на взаимном вытеснении, пожирании, смерти) Семенова по-новому ставит проблему «человек и природа», противопоставляя ноосферные установки рус. космизма ряду положений «нового экологического сознания» с его пафосом свертывания человечества, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность. Подчеркивает необходимость нового фундаментального выбора цивилизации, к-рый предполагает эволюционную ответственность существа сознающего, восхождение человека и мира на более высокую бытийную ступень, взаимодействие веры и знания в общем деле преображения жизни. Неолиберальному индустриально-экономическому варианту глобализации («мир как единый рынок», культ экономической эффективности и успеха, разделение мирового сообщества на страны-доноры и гегемоны, идея «золотого миллиарда», унификация стиля жизни, стирание национально-культурных различий) противопоставляет идеал ноосферы, примиряющий личность и общность, самобытность национальных культур и планетарные, всечеловеческие задачи, ориентированный на равноправное сотрудничество наций и народов в онтологическом делании. Семенова развивает идеи Федорова о регуляции природы, внешней, земно-космической, и внутренней, психо-физиологической, имманентном воскрешении, творческой метаморфозе Эроса. Исследовала творчество П. Тейяра де Шардена, представив биографию мыслителя в контексте эпохи, этапы созревания учения христианского эволюционизма, проанализировала родство идей французского мыслителя с традицией рус. религиозной философии конца XIX – первой трети XX в. В работах Семеновой углубленно рассматриваются представления мыслителей рус. религиозно-философского возрождения о богочеловечестве, активно-творческой эсхатологии, условности апокалиптических пророчеств, проблеме апокатастасиса. Опираясь на идею всеобщности спасения, обосновывает «этику снисхождения», предполагающую «глубинное понимание», «тотальное прощение», и утверждая ее связь с «философией восхождения», ориентирующей на выход к бытийному совершеннолетию, гармонизацию природы человека. Одно из направлений работы Семеновой связано с изучением рус. литературы XIX-XX вв. как синкретической образно-художественной философии, выразительницы метафизического и национального самосознания. В книге «Глаголы вечной жизни», посвященной исследованию Четвероевангелия, Семенова соединяет святоотеческую традицию экзегетики с активно-христианским взглядом рус. религиозной философии, по-новому высвечивающим метафизический смысл событий Священной истории. | + | '''СЕМЁНОВА Светлана Григорьевна''' (23.08.1941 - 09.12.2014) — специалист по истории рус. философии, литературовед, д-р филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН. В круг научных интересов Семеновой входят проблемы философской антропологии, аксиологии и иммортологии, философии религии и культуры, взаимосвязи русской философии и литературы. Семенова — исследователь философского наследия Федорова (составитель первого научного собр. его соч.), др. представителей рус. [[Идеи космизма|космизма]]; разработала концепцию двух ветвей этого течения — активно-эволюционной, ноосферной, и активно-христианской; развила идею «активной эволюции» как нового сознательно-творческого этапа развития мира, направляемого разумом, нравственным чувством и верой; ввела понятия «ноосфера как реальность» (деятельность человечества на земной планете, противоречивая, чреватая кризисами, ибо противоречив, двойственен сам человек) и «ноосфера как идеал» (будущий преображенный, бессмертный строй мира). На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия, стоящего на взаимном вытеснении, пожирании, смерти) Семенова по-новому ставит проблему «человек и природа», противопоставляя ноосферные установки рус. космизма ряду положений «нового экологического сознания» с его пафосом свертывания человечества, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность. Подчеркивает необходимость нового фундаментального выбора цивилизации, к-рый предполагает эволюционную ответственность существа сознающего, восхождение человека и мира на более высокую бытийную ступень, взаимодействие веры и знания в общем деле преображения жизни. Неолиберальному индустриально-экономическому варианту глобализации («мир как единый рынок», культ экономической эффективности и успеха, разделение мирового сообщества на страны-доноры и гегемоны, идея «золотого миллиарда», унификация стиля жизни, стирание национально-культурных различий) противопоставляет идеал ноосферы, примиряющий личность и общность, самобытность национальных культур и планетарные, всечеловеческие задачи, ориентированный на равноправное сотрудничество наций и народов в онтологическом делании. Семенова развивает идеи Федорова о регуляции природы, внешней, земно-космической, и внутренней, психо-физиологической, имманентном воскрешении, творческой метаморфозе Эроса. Исследовала творчество П. Тейяра де Шардена, представив биографию мыслителя в контексте эпохи, этапы созревания учения христианского эволюционизма, проанализировала родство идей французского мыслителя с традицией рус. религиозной философии конца XIX – первой трети XX в. В работах Семеновой углубленно рассматриваются представления мыслителей рус. религиозно-философского возрождения о богочеловечестве, активно-творческой эсхатологии, условности апокалиптических пророчеств, проблеме апокатастасиса. Опираясь на идею всеобщности спасения, обосновывает «этику снисхождения», предполагающую «глубинное понимание», «тотальное прощение», и утверждая ее связь с «философией восхождения», ориентирующей на выход к бытийному совершеннолетию, гармонизацию природы человека. Одно из направлений работы Семеновой связано с изучением рус. литературы XIX-XX вв. как синкретической образно-художественной философии, выразительницы метафизического и национального самосознания. В книге «Глаголы вечной жизни», посвященной исследованию Четвероевангелия, Семенова соединяет святоотеческую традицию экзегетики с активно-христианским взглядом рус. религиозной философии, по-новому высвечивающим метафизический смысл событий Священной истории. |
''[[Гачева|А.Г. Гачева]]'' | ''[[Гачева|А.Г. Гачева]]'' | ||
+ | ---- | ||
+ | [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0|''Статья в Википедии''] | ||
+ | |||
==Сочинения== | ==Сочинения== | ||
Строка 33: | Строка 17: | ||
#Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990 | #Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990 | ||
#[http://nffedorov.ru/texts/kp/tzn.pdf Тайны Царствия Небесного. М., 1994] | #[http://nffedorov.ru/texts/kp/tzn.pdf Тайны Царствия Небесного. М., 1994] | ||
− | #[ | + | #[[Семенова_С.Г._Глаголы_вечной_жизни| Глаголы вечной жизни: Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия]]. М., 2000 |
#[http://www.nffedorov.ru/w/images/9/93/Russkaja_sovetskaja_pojezija_i_proza_1920_-_1930-h_godov.djvu Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика – видение мира – философия. М., 2001] | #[http://www.nffedorov.ru/w/images/9/93/Russkaja_sovetskaja_pojezija_i_proza_1920_-_1930-h_godov.djvu Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика – видение мира – философия. М., 2001] | ||
− | #Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов | + | #[[Философский_контекст_русской_литературы_1920-1930-х_годов_(монография)| Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. М., 2003]] |
#Метафизика русской литературы: В 2 т. М., 2004 [http://nffedorov.ru/texts/kp/mfrl1.pdf Т.1] [http://nffedorov.ru/texts/kp/mfrl2.pdf Т.2] | #Метафизика русской литературы: В 2 т. М., 2004 [http://nffedorov.ru/texts/kp/mfrl1.pdf Т.1] [http://nffedorov.ru/texts/kp/mfrl2.pdf Т.2] | ||
− | #[ | + | #[[Семенова С.Г. Философ будущего века: Николай Федоров (монография)|Философ будущего века: Николай Федоров]] |
#Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005 | #Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005 | ||
− | #[http://nffedorov.ru/texts/kp/ras.pdf Валентин Распутин | + | #[http://nffedorov.ru/texts/kp/ras.pdf Валентин Распутин. М., 1987] |
− | |||
#Дневник современного философа (в соавт.) М., 2009 | #Дневник современного философа (в соавт.) М., 2009 | ||
− | #Тропами сердечной мысли: Этюды, фрагменты, отрывки из дневника. М., 2012 | + | #[http://nffedorov.ru/w/images/7/7d/Semenova-palomnik-v-budushee.pdf Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден. СПб., 2009] |
+ | #[http://nffedorov.ru/w/images/9/9d/Semenovs-topami.pdf Тропами сердечной мысли: Этюды, фрагменты, отрывки из дневника. М., 2012] | ||
+ | #[http://nffedorov.ru/w/images/d/d7/Семенова._Русская_литература_XIX–ХХ_веков.pdf Русская литература XIX–XX веков: От поэтики к миропониманию. М., 2016] | ||
+ | #[http://nffedorov.ru/w/images/4/41/Семенова_Юродство_проповеди_макет.pdf Юродство проповеди: Метафизика и поэтика Андрея Платонова. М. 2020] | ||
+ | |||
==Из статей и интервью== | ==Из статей и интервью== | ||
#[http://www.nffedorov.ru/w/images/4/42/Mir_%D1%81hehova_filosofskij_abris.pdf Мир Чехова: философский абрис] | #[http://www.nffedorov.ru/w/images/4/42/Mir_%D1%81hehova_filosofskij_abris.pdf Мир Чехова: философский абрис] | ||
#[http://2.nffedorov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=208&Itemid=325 Cмысл и задание русской религиозно-философской мысли] | #[http://2.nffedorov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=208&Itemid=325 Cмысл и задание русской религиозно-философской мысли] | ||
#[http://www.nffedorov.ru/w/images/4/43/Globalizacija_i_noosfera.pdf Глобализация и ноосфера] | #[http://www.nffedorov.ru/w/images/4/43/Globalizacija_i_noosfera.pdf Глобализация и ноосфера] | ||
+ | #[http://www.vinograd.su/education/detail.php?id=42929 «Спасет ли мир красота»] | ||
#[[Семенова С.Г., Гачева А.Г. Космическая мысль России|Космическая мысль России (совм. с Гачевой А.Г.)]] | #[[Семенова С.Г., Гачева А.Г. Космическая мысль России|Космическая мысль России (совм. с Гачевой А.Г.)]] | ||
− | + | #[http://www.portal-slovo.ru/slovo/15687.php?ELEMENT_ID=15687&SHOWALL_1=1 «Нынешняя свобода забыла о равенстве и братстве» («Слово»)] | |
+ | #[http://www.ng.ru/ng_exlibris/2010-01-28/4_fedorov.html Высшая правда Николая Федорова] | ||
+ | #[http://nffedorov.ru/w/images/0/00/Kontekst-75-Fedorov.pdf Публикация работы Федорова «“Фауст” Гете и народная легенда о Фаусте» в сборнике «Контекст-75» с вступительной статьей и комментариями С.Г. Семеновой] | ||
+ | #[http://nffedorov.ru/w/images/b/b9/Prometej_11_1977-semenova.pdf Н.Ф. Федоров (жизнь и учение), альманах "Прометей", т. 11, 1977] | ||
+ | |||
+ | ==Некрологи и слова памяти== | ||
*[http://www.rsl.ru/ru/news/1012143 Некролог Российской государственной библиотеки] | *[http://www.rsl.ru/ru/news/1012143 Некролог Российской государственной библиотеки] | ||
− | *[http://lgz.ru/article/-50-6491-17-12-2014/serdechnaya-mysl-svetlany-semyenovoy Сердечная мысль Светланы Семёновой (некролог «Литературной газеты»)] | + | *[http://lgz.ru/article/-50-6491-17-12-2014/serdechnaya-mysl-svetlany-semyenovoy/?sphrase_id=116924 Сердечная мысль Светланы Семёновой (некролог «Литературной газеты»)] |
− | *[http://litrossia.ru/2014/51/09265.html Первопроходец духа ( | + | *[http://litrossia.ru/2014/51/09265.html Первопроходец духа («Литературная Россия»)] |
*[http://www.ng.ru/fakty/2014-12-18/3_semenova.html Памяти Светланы Семеновой («Независимая газета»)] | *[http://www.ng.ru/fakty/2014-12-18/3_semenova.html Памяти Светланы Семеновой («Независимая газета»)] | ||
*[http://www.newizv.ru/culture/2014-12-11/211696-svet-bessmertija.html Свет бессмертия («Новые известия»)] | *[http://www.newizv.ru/culture/2014-12-11/211696-svet-bessmertija.html Свет бессмертия («Новые известия»)] | ||
− | + | *[http://www.nffedorov.ru/w/images/8/8c/VF_pamyati_Semenovoi.pdf Вечная память («Вопросы философии»)] | |
− | + | *[https://radiovera.ru/zhizn-i-tvorchestvo-svetlany-semenovoj.html Радиопередача «Жизнь и творчество Светланы Семеновой» (21.08.2021. Анастасия Гачева на радио «Вера»] | |
− | + | <br> | |
− | < | + | {{Начало скрытого блока |Рамка = |Ссылка = |Заголовок =17 января 2014 года – сорок дней со дня кончины |
− | + | |Шрифт_заголовка = |Наклон_заголовка = |Фон_заголовка = |Выравнивание_заголовка = left; |Стиль заголовка = |Шрифт_текста = |Наклон_текста = |Фон_текста = |Выравнивание_текста = left |Стиль_текста =}} | |
− | |||
− | |||
<!-- | <!-- | ||
<center>'''17 января – сорок дней со дня кончины<br>[[Семенова|СВЕТЛАНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ СЕМЕНОВОЙ]]'''<br> выдающегося литературоведа и философа,<br> чьими трудами было возвращено наследие Н.Ф. Федорова.</center>--> | <center>'''17 января – сорок дней со дня кончины<br>[[Семенова|СВЕТЛАНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ СЕМЕНОВОЙ]]'''<br> выдающегося литературоведа и философа,<br> чьими трудами было возвращено наследие Н.Ф. Федорова.</center>--> | ||
Строка 69: | Строка 60: | ||
* 13.00 вечер памяти в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова''' | * 13.00 вечер памяти в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова''' | ||
− | + | ||
− | |||
<!-- | <!-- | ||
Строка 92: | Строка 82: | ||
{{Конец скрытого блока}} | {{Конец скрытого блока}} | ||
+ | <br> | ||
+ | {{Начало скрытого блока |Рамка = |Ссылка = |Заголовок =Сердечная мысль Светланы Семеновой. Поминальные строки. 9 декабря 2015 года | ||
+ | |Шрифт_заголовка = |Наклон_заголовка = |Фон_заголовка = |Выравнивание_заголовка = left; |Стиль заголовка = |Шрифт_текста = |Наклон_текста = |Фон_текста = |Выравнивание_текста = left |Стиль_текста =}} | ||
+ | В мировой гуманитарной науке много ярких деятелей мысли и слова, но немногие из них не просто обладают научным и писательским даром, а являются, так сказать, первопроходцами духа, открывают новые масштабные темы, новые сферы исследования, причем такие, которые, в полном смысле слова, адресованы будущему. Именно с открытиями подобного рода, что, зачавшись в двадцатом столетии, перешли в нынешний век, сопряжено имя той, кому посвящаем мы эти поминальные строки. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Выпускница романо-германского отделения Московского государственного университета, специалист по французской литературе и языку, исследователь французского экзистенциализма, Светлана Семенова на рубеже 1960–1970-х годов сделала волевой выбор в пользу русской культуры, в те идеологически трудные времена изучавшейся мало, куцо, предвзято. Она стала одной из тех, кто воздвиг «течение встречное», кто стремился, несмотря на идеологический прессинг, восстановлять распавшуюся связь времен, обращая своих соотечественников к духовному наследию дореволюционной эпохи, а значит и к вечным вопросам существования, которыми изначально болела русская мысль и культура и мимо которых, по словам Достоевского, не может пройти ни один человек, если он хочет быть человеком. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Как неоднократно рассказывала Светлана Семенова, все началось с того, что в 1972 году в ее руках оказалась книга В.А. Кожевникова «Николай Федорович Федоров». Знакомство с этой книгой, а затем с двухтомной «Философией общего дела», включившей в себя основные сочинения «загадочного мыслителя», «Московского Сократа», как называли его современники, определило всю ее дальнейшую жизнь. Именно подвижническому, вдохновенному труду Светланы Семеновой обязаны мы пробуждением интереса к творчеству самой пророческой и дерзновенной фигуры русской мысли, философа, который, по словам С.Н. Булгакова, поистине «опередил свое время». Вечера памяти Федорова, где выступала Светлана Семенова, ее лекции о «Философии общего дела» собирали в 1970-е – 1980-е годы сотни людей: пришедшие стояли в проходах, сидели на полу, висели на окнах – так велика была жажда воды живой, подлинного и глубокого слова, целостного, всеспасающего идеала. Более десяти лет по рукам ходила перепечатанная на машинке книга Семеновой «Тайны Царствия Небесного», на страницах которой обрели голос главные темы русских христианских мыслителей: богочеловечества, деятельного, всеспасающего христианства, оправдания истории, активно-творческой эсхатологии, смысла любви… | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Трудно представить сейчас, какими болезненными и жесткими терниями была усеяна дорога в печать статей о Федорове и первых публикаций его неизданного наследия. Светлане Семеновой удалось невозможное. В 1982 году в серии «Философское наследие» появилось подготовленное ею издание избранных сочинений философа. Невероятно, но факт: том вышел практически без купюр и в нем слово «Бог» и все производные от этого слова были напечатаны с большой буквы – а ведь в советских изданиях это было немыслимо. Что уж говорить о самом содержании тома! Идеал активного христианства, преображающего жизнь и историю. Замена «вопроса о богатстве и бедности» «вопросом о смерти и жизни». Призыв к соединению верующих и неверующих, ученых и неученых в общем деле преодоления смерти, «возвращения жизни тем, от коих ее получил»... Разумеется, последовали самые жесткие санкции. Была изъята часть тиража, появились разгромные статьи в периодике. Рассыпали набор книги Семеновой «На пороге грядущего», которая должна была выйти в издательстве «Современник». На несколько лет автору практически был закрыт ход в печать, а то, что туда попадало, проходило с невероятным трудом. | ||
+ | Потом пришла перестройка, первые годы которой ознаменовались всплеском внимания и интереса к русской духовной культуре, широкими исследованиями и публикациями отечественного философского наследия. В 1990 г. вышла книга Семеновой «Николай Федоров. Творчество жизни» – о биографии, учении, судьбе идей «загадочного мыслителя». Вскоре последовало подготовленное С.Г. Семеновой совместно с дочерью Анастасией Гачевой издание «Собрания сочинений» Федорова в 4-х томах, ставшее практически полным. А в 2004 году, когда отмечалось 175 лет со дня рождения философа всеобщего дела, появилась книга: «Философ будущего века Николай Федоров», своего рода итог двадцатилетнего умного и сердечного вникания в новую, высшую логику – логику родственности, «любви сынов к отцам», снимающую антиномию индивидуализма – коллективизма, примиряющую личность и общность в идеале соборности, в заповеди «Не для себя и не для других, а со всеми и для всех». | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Эта божеская, высшая логика пронизывала все работы Светланы Семеновой, к каким бы гуманитарным областям ни принадлежали они. И недаром ею была предложена новая методология исследования литературы – как особой формы национального самосознания, как той сферы творчества, где, словно в живоносном родительском лоне, завязывались и вызревали сюжеты русской религиозно-философской мысли конца XIX – начала XX века. Литература в России, писала Семенова, взяла на себя роль «синкретической, образно-художественной философии» и по своему главному духовному заданию была учительной и вестнической. В ней бились фундаментальные, вопросы человеческого бытия – о Боге, человеке и мире, об истории и эсхатологии, о смерти и бессмертии, о смысле любви и задаче творчества... Судьбе этих вопросов в русской литературе посвящены многие статьи и книги Семеновой, от книги о Валентине Распутине и знаменитой монографии «Преодоление трагедии: “Вечные вопросы” в литературе» (Москва, 1989) до двухтомной «Метафизики русской литературы» (М., 2004) ставящей литературу XIX–XX веков (от Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Толстого, Достоевского до Клюева и Есенина, Хлебникова и Маяковского, Заболоцкого и обериутов, Шолохова и Леонова, Пришвина и Горького, Платонова и Пастернака, Набокова и Газданова, В. Распутина и А. Кима…) под софиты вечности, раскрывающей ее пророческое слово миру и человеку. И совсем не удивительно, скорее закономерно, что размышления о литературе и «высшей идее существования» завершались статьей об образе Христа в русском романе, показывавшей, как подходила отечественная словесность к самому главному образу самой главной Книги человечества. | ||
+ | |||
+ | Новаторские работы Семеновой, с нового, острого ракурса углублявшие образ отечественных классиков, высвечивавшие неожиданные грани их творчества, стояли у истоков многих современных исследований. Ее статьи об Андрее Платонове, о сокровенной «идее жизни» писателя, о фундаментальных константах его художественного мира (смерти, родственности, памяти, эросе) дали толчок развитию философского платоноведения. Изучение темы «Русский космизм и литература XX века» также началось со статей и книг Светланы Семеновой, в том числе с подготовленной ею антологии «Русский космизм», где впервые с обширной вступительной статьей, оригинальными текстами и содержательным комментарием было представлено широкое течение отечественной культуры и науки конца XIX–XX вв., объединившее и ученых, и философов, и деятелей искусства. | ||
+ | |||
+ | Масштаб творческих исследований Семеновой поражал. Литература, философия, богословие. Мысль не только русская, но и зарубежная. И при этом никакой легковесности, но серьезная проработка источников, глубина выводов, убедительность аргументации. Недаром настоящим научным событием стала объемная монография «Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден» (СПб., 2008), где на огромном материале были представлены «труды и дни» французского ученого, богослова, мыслителя, подробно раскрыта его философия христианского эволюционизма. «Я поняла, зачем я всю жизнь учила французский» – сказала Светлана Семенова, завершив эту книгу. | ||
+ | |||
+ | Она никогда не бросала избранных тем, всегда доводила их до конца, как бы это ни было трудно. Когда в 1993 г. журнал «Литературная учеба» открыл рубрику «Евангельская история», где из номера в номер писатели, публицисты, философы и богословы размышляли над Сюжетом сюжетов – земной жизнью Спасителя мира – Светлана Григорьевна стала одной из немногих, кому под силу было вынести четырехлетний творческий марафон. Из ее статей, которые читатели «Литературной учебы» вырезали и заботливо сшивали в подборки, родилась книга «Глаголы вечной жизни: Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия» (Москва, 2000), эпиграфом к которой могли бы стать слова свт. Василия Великого: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились». Пришествие в мир Спасителя мира, Его «благая весть» о Царствии Божием, евангельское задании человечеству «быть совершенными, как совершен Отец Ваш Небесный», – обо всем этом Светлана Семенова писала, опираясь как на экзегетическую традицию учителей и отцов Церкви, так и на русскую религиозно-философскую мысль, которую по ее вкладу в богословие, в усвоение и раскрытие Откровения ставила вровень с патристикой. Она стремилась донести жизнетворческие смыслы Евангелия для своих современников, до тех, кто, подобно героям Достоевского, не успокаивается на «пищеварительной философии», вопрошает: «Возможно ли серьезно и вправду веровать?» | ||
+ | |||
+ | |||
+ | «Каждый человек лучше, чем он кажется» – сказала Светлана Семенова в одном из интервью. Сердечное, бережное, родственно-любовное отношение к человеку было свойственно ей и в жизни, и в творчестве. Она убежденно стояла за всеобщность спасения и находила опору своему чаянию апокатастасиса в литературе, способной раскрыть изнутри душу самого жалкого, казалось бы, безнадежно погибшего человека, самого закоренелого преступника и злодея, учащей понимать, а значит прощать. А еще она не терпела клеветы и неправды, не смирялась с несправедливостью. Так было и во время кампании, развязанной в конце 1990-х – начале 2000-х гг. против Шолохова. Движимая желанием защитить от наветов писателя, у которого отнимали авторство его главного и любимого детища, она написала книгу «Мир прозы Михаила Шолохова: от поэтики к миропониманию» (М., 2005), где блистательно показала, насколько «Тихий Дон» тематически и стилистически неразделен с «Донскими рассказами», «Поднятой целиной», «Они сражались за родину», как проявляется в нем шолоховская философия человека, народного бытия, природы, истории… | ||
+ | На протяжении сорока лет судьба Светланы Семеновой была связана с судьбой Георгия Гачева, филолога, философа, культуролога, сопрягавшего в своих трудах универсальное и национальное. Этот союз – в ряду экзистенциальных и творческих памятников «некалендарного» двадцатого века. «Общий Сократ» – так называл Георгий Гачев свои разговоры с женой, в которых зарождались и росли многие его «жизнемысли». А ее книги считал явлением Женского Логоса, «сердечной мысли», соединяющей интеллектуальное и эмоциональное, примиряющей ум и сердце. | ||
+ | Неравнодушная к человеку и его судьбе, Светлана Семенова была так же неравнодушна к истории. Не только прошлой, но и настоящей. Не только метафизической, но и конкретной, несущей на себе весь груз проблем современного мира: геополитических, экологических, религиозных. Она писала о нарастающем антропологическом кризисе, о необходимости нового фундаментального выбора, ставящего во главу угла нравственный и онтологический рост человека, идею всецелой ответственности рода людского не только за землю, но и за Вселенную, добрым хозяином которой он должен сделаться в будущем. В ее публицистических статьях и последней книге «Тропами сердечной мысли: Этюды, заметки, отрывки из дневника» (М., 2012) звучали размышления о путях России и мира, о тех перспективах развития, которые открывает современному кризисному, противоречивому миру, связанному единой планетарной судьбой, активно-эволюционная, активно-христианская философия Федорова, Соловьева, Вернадского, Пьера Тейяра де Шардена. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Последние два года – в период тяжелой болезни – Светлана Семенова жила не столько внешним, сколько внутренним словом. К логосному пониманию христианства, которое раскрывала она в своих книгах и которое продолжала нести в общении с теми, кто соприкасался с ней в это время, добавилось сосредоточенное внимание к литургической жизни Церкви, участие в таинствах, труд созерцания и сердечной молитвы. Она противилась унынию и отчаянию, собирала себя, не давая восторжествовать силам распада, укрепляясь новозаветным призывом «Духа не угашайте». | ||
+ | Наследница Николая Федорова, Светлана Семенова была за Жизнь, за Воскресение. Она не признавала никакого компромисса с «курноской», по-апостольски считая смерть «последним врагом». Ее сопротивление недугу – до последних часов и минут – было такой же метафизической борьбой Жизни с силами небытия, какую она вела в своих книгах и выступлениях. | ||
+ | |||
+ | Одним из любимых стихотворений Светланы Семеновой было стихотворение Лермонтова «Когда б в покорности незнанья…». В нем видела она предчувствие идей активного христианства, тех предельных целей, которые ставил перед человечеством Федоров: | ||
+ | |||
+ | Когда б в покорности незнанья <br> | ||
+ | Нас жить Создатель осудил,<br> | ||
+ | Неисполнимые желанья<br> | ||
+ | Он в нашу душу б не вложил.<br> | ||
+ | Он не позволил бы стремиться<br> | ||
+ | К тому, что не должно свершиться,<br> | ||
+ | Он не позволил бы искать<br> | ||
+ | В себе и в мире совершенства,<br> | ||
+ | Когда б нам полного блаженства<br> | ||
+ | Не должно вечно было знать. | ||
+ | {{Конец скрытого блока}} | ||
+ | <br> | ||
+ | {{Начало скрытого блока |Рамка = |Ссылка = |Заголовок =In Мemoriam (из сборника научных статей «Московский Сократ: Николай Федорович Федоров») | ||
+ | |Шрифт_заголовка = |Наклон_заголовка = |Фон_заголовка = |Выравнивание_заголовка = left; |Стиль заголовка = |Шрифт_текста = |Наклон_текста = |Фон_текста = |Выравнивание_текста = left |Стиль_текста =}} | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=765 Сердечная мысль Светланы Семеновой] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=775 ''Б.Н. Тарасов.'' Светлана Семенова] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=771 ''А.С. Балакирев.'' С.Г. Семенова и судьбы активно-эволюционного мировоззрения в России] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=778 ''Г.П. Аксенов.'' Героиня умственной свободы] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=782 ''Ю.А. Дунаев.'' Слово о философе] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=785 ''В.Ф. Пряхин.'' О Светлане Григорьевне Семеновой] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=786 ''М.Р. Мелкумян.'' Штрихи к портрету] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=787 ''В. Потапов.'' Светлана Семенова] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=793 ''О.А. Бабанова.'' Светоч моей жизни (воспоминание о С.Г. Семеновой)] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=794 ''Б.Г. Режабек.'' Светлый луч мысли] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=797 ''Д.М. Янг.'' Воспоминания о Светлане Семеновой] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=798 ''В. Меденица.'' Всевидящие очи] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=802 ''В.А. Никитин.'' Светлой памяти Светланы Семеновой] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=8023 ''Д.С. Московская.'' Осколки воспоминаний] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=805 ''А.И. Чагин.'' Неоконченный разговор (читая дневники Светланы Семеновой)] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=810 ''А.Ю. Коробов-Латынцев.'' Светлана Григорьевна Семенова. «Тайны Царствия Небесного»] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=811 ''Н.В. Коротков.'' Светлой памяти матриарха русского космизма] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=812 ''В.Г. Тучин.'' Несколько слов о философии восхождения Светланы Семеновой] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=814 ''В.П. Васильев.'' Вспоминая прошлое, думаем о будущем] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=815 ''Л.В. Бабанова.'' Светлана Семенова на родине Федорова] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=818 ''В.А. Хомяков.'' «Я верю в жизнь на тысячу веков»] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=820 ''В.А. Хомяков.'' На родине Николая Федорова] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=822 ''А.Г. Гачева.'' Мама] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=824 ''В. Балясный.'' СветЛана] | ||
+ | * [http://nffedorov.ru/w/images/9/9c/Moskovskij-sokrat-2018.pdf#page=847 ''А.Г. Гачева.'' Валентин Никитин и Светлана Семенова: вехи творческой дружбы] | ||
+ | {{Конец скрытого блока}} | ||
+ | <!-- | ||
+ | ==Видео== | ||
+ | <!--<center>'''Мое кредо'''</center> | ||
+ | <center>{{#widget:YouTube|id=sNcsxgMcR7s|width=350px|height=296px}}</center> | ||
+ | <center>[http://www.youtube.com/watch?v=WE9G2-CBNLo Продолжение видео]</center> | ||
− | [[ | + | <center>{{#widget:YouTube|id=TOHhKRlmidM|width=350px|height=296px}}<br> |
+ | '''[[Гачев|Георгий Гачев]] и Светлана Семенова'''</center> | ||
+ | <hr>--> | ||
+ | <br> | ||
+ | |||
+ | ==Видео== | ||
+ | <center> | ||
+ | <div class="youtube"><youtube width="600" height="325">https://youtu.be/wbE-J0nd21I</youtube></div> | ||
+ | '''11.05.1999.''' Доклад "Пушкин и Федоров: два пророческих явления русского духа"<br> на открытии VIII Федоровских чтений. Институт мировой литературы РАН. | ||
+ | </center> | ||
+ | * 27.11.2010. [https://youtu.be/Yi_Q2stwZsA Этика снисхождения и философия восхождения] | ||
+ | * 25.12.2009. [https://youtu.be/x_1eQSudLP0 Три вестника: Н.Ф. Федоров, П. Тейяр де Шарден, Шри Ауробиндо Гхош] | ||
+ | * 09.12.2003. [https://youtu.be/xd8Y1z32XA4 Философия Н.Ф. Федорова и глобальные вызовы нашего времени] | ||
+ | * 2003. [https://youtu.be/acIVmmY0c2A Николай Федоров и его "Философия общего дела" (беседа) ] | ||
+ | * 2002. [https://www.youtube.com/watch?v=23YUPwvT9Io Николай Федоров и его Философия общего дела (лекция)] | ||
+ | * 22.05.1999. [https://youtu.be/YS3kFkq-ZFk Пушкин перед лицом судьбы и смерти] | ||
+ | * 19.05.1999. [https://youtu.be/wbE-J0nd21I Пушкин и Федоров: два пророческих явления русского духа] | ||
+ | * 25.02.1996. [https://youtu.be/iUakd2dO4ME Евангельская история. Начало Галилейского служения] | ||
+ | * 29.10.1995. [https://youtu.be/DU7GK-GIeukk Глаголы вечной жизни. Евангельская история. От Рождества до выхода на служение] | ||
+ | * 28.05.1995. [https://youtu.be/ydWC1IZG5RE Русская идея в активно-христианском контексте] | ||
+ | * 30.041995. [https://youtu.be/cPa8ZFuU660 Теория и практика трансмутации Эроса в мировой культуре] | ||
+ | * 29.01.1995. [https://youtu.be/3ffCvW7H8EE Камни преткновения идеала всеобщего дела] | ||
+ | * 20.04.1993. [https://youtu.be/8t5dfeesUmk Русский космизм: Основные лица и идеи] | ||
+ | * 28.02.1993. [http://www.youtube.com/watch?v=sNcsxgMcR7s Мое кредо Ч.1] [http://www.youtube.com/watch?v=WE9G2-CBNLo Ч.2] | ||
+ | <!-- | ||
+ | ТЕКСТЫ ИЗ МОСКОВСКОГО СОКРАТА | ||
+ | |||
+ | * [ ] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Семенова С.Г. Философский семинар (семинар Светланы Семеновой) Музей-библиотека | ||
+ | --> | ||
+ | <!-- | ||
+ | *[http://www.youtube.com/watch?v=_jRqUUY-wdI Лекция С.Г. Семеновой "Русский космизм" (Ч.1)] [http://www.youtube.com/watch?v=gdP1ZF5vb70 (Ч.2)] | ||
+ | *[http://www.youtube.com/watch?v=b_iZaTrxeBo Круглый стол. С.Г. Семенова Русская идея в активно-христианском контексте, 28.05.1995 (Ч.1)][http://www.youtube.com/watch?v=Y7VvUmMODQc (Ч.2)] | ||
+ | *[http://www.youtube.com/watch?v=jvLUgaMRkM0 Круглый стол. Проблема троичности в богословии, философии и науке, 17.05.1995 (Ч.1)][http://www.youtube.com/watch?v=WCyzLzNBIRY (Ч.2)] | ||
+ | *[http://www.youtube.com/watch?v=jvLUgaMRkM0 Глаголы вечной жизни (Ч.1)][http://www.youtube.com/watch?v=U1wujjsGLB0 (Ч.2)] | ||
+ | --> |
Текущая версия на 21:53, 27 сентября 2022
СЕМЁНОВА Светлана Григорьевна (23.08.1941 - 09.12.2014) — специалист по истории рус. философии, литературовед, д-р филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН. В круг научных интересов Семеновой входят проблемы философской антропологии, аксиологии и иммортологии, философии религии и культуры, взаимосвязи русской философии и литературы. Семенова — исследователь философского наследия Федорова (составитель первого научного собр. его соч.), др. представителей рус. космизма; разработала концепцию двух ветвей этого течения — активно-эволюционной, ноосферной, и активно-христианской; развила идею «активной эволюции» как нового сознательно-творческого этапа развития мира, направляемого разумом, нравственным чувством и верой; ввела понятия «ноосфера как реальность» (деятельность человечества на земной планете, противоречивая, чреватая кризисами, ибо противоречив, двойственен сам человек) и «ноосфера как идеал» (будущий преображенный, бессмертный строй мира). На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия, стоящего на взаимном вытеснении, пожирании, смерти) Семенова по-новому ставит проблему «человек и природа», противопоставляя ноосферные установки рус. космизма ряду положений «нового экологического сознания» с его пафосом свертывания человечества, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность. Подчеркивает необходимость нового фундаментального выбора цивилизации, к-рый предполагает эволюционную ответственность существа сознающего, восхождение человека и мира на более высокую бытийную ступень, взаимодействие веры и знания в общем деле преображения жизни. Неолиберальному индустриально-экономическому варианту глобализации («мир как единый рынок», культ экономической эффективности и успеха, разделение мирового сообщества на страны-доноры и гегемоны, идея «золотого миллиарда», унификация стиля жизни, стирание национально-культурных различий) противопоставляет идеал ноосферы, примиряющий личность и общность, самобытность национальных культур и планетарные, всечеловеческие задачи, ориентированный на равноправное сотрудничество наций и народов в онтологическом делании. Семенова развивает идеи Федорова о регуляции природы, внешней, земно-космической, и внутренней, психо-физиологической, имманентном воскрешении, творческой метаморфозе Эроса. Исследовала творчество П. Тейяра де Шардена, представив биографию мыслителя в контексте эпохи, этапы созревания учения христианского эволюционизма, проанализировала родство идей французского мыслителя с традицией рус. религиозной философии конца XIX – первой трети XX в. В работах Семеновой углубленно рассматриваются представления мыслителей рус. религиозно-философского возрождения о богочеловечестве, активно-творческой эсхатологии, условности апокалиптических пророчеств, проблеме апокатастасиса. Опираясь на идею всеобщности спасения, обосновывает «этику снисхождения», предполагающую «глубинное понимание», «тотальное прощение», и утверждая ее связь с «философией восхождения», ориентирующей на выход к бытийному совершеннолетию, гармонизацию природы человека. Одно из направлений работы Семеновой связано с изучением рус. литературы XIX-XX вв. как синкретической образно-художественной философии, выразительницы метафизического и национального самосознания. В книге «Глаголы вечной жизни», посвященной исследованию Четвероевангелия, Семенова соединяет святоотеческую традицию экзегетики с активно-христианским взглядом рус. религиозной философии, по-новому высвечивающим метафизический смысл событий Священной истории.
Сочинения
- Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. М., 1989
- Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990
- Тайны Царствия Небесного. М., 1994
- Глаголы вечной жизни: Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия. М., 2000
- Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика – видение мира – философия. М., 2001
- Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. М., 2003
- Метафизика русской литературы: В 2 т. М., 2004 Т.1 Т.2
- Философ будущего века: Николай Федоров
- Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005
- Валентин Распутин. М., 1987
- Дневник современного философа (в соавт.) М., 2009
- Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден. СПб., 2009
- Тропами сердечной мысли: Этюды, фрагменты, отрывки из дневника. М., 2012
- Русская литература XIX–XX веков: От поэтики к миропониманию. М., 2016
- Юродство проповеди: Метафизика и поэтика Андрея Платонова. М. 2020
Из статей и интервью
- Мир Чехова: философский абрис
- Cмысл и задание русской религиозно-философской мысли
- Глобализация и ноосфера
- «Спасет ли мир красота»
- Космическая мысль России (совм. с Гачевой А.Г.)
- «Нынешняя свобода забыла о равенстве и братстве» («Слово»)
- Высшая правда Николая Федорова
- Публикация работы Федорова «“Фауст” Гете и народная легенда о Фаусте» в сборнике «Контекст-75» с вступительной статьей и комментариями С.Г. Семеновой
- Н.Ф. Федоров (жизнь и учение), альманах "Прометей", т. 11, 1977
Некрологи и слова памяти
- Некролог Российской государственной библиотеки
- Сердечная мысль Светланы Семёновой (некролог «Литературной газеты»)
- Первопроходец духа («Литературная Россия»)
- Памяти Светланы Семеновой («Независимая газета»)
- Свет бессмертия («Новые известия»)
- Вечная память («Вопросы философии»)
- Радиопередача «Жизнь и творчество Светланы Семеновой» (21.08.2021. Анастасия Гачева на радио «Вера»
- 11-30. Панихида в Храме свт. Николая, что в Кузнецкой слободе (Вишняковский пер., 15, м. «Павелецкая», «Новокузнецкая»)
- 13.00 вечер памяти в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова
17 января - в день, когда двадцать один год назад был открыт Музей-читальня Н.Ф. Федорова, преобразованный спустя пять лет в Музей-библиотеку, - мы будем вспоминать Светлану Семенову, "дочь человеческую", воскресившую для мира своего отца в духе - Николая Федоровича Федорова. Ее сороковины падают именно на этот день. Светлана Семенова стояла у истоков Музея-библиотеки. В основу наших фондов легла ее книжная коллекция. Во многих витринах лежат собранные ею фотографии. На протяжении 27 лет она была руководителем философского семинара по изучению и развитию идей Н.Ф. Федорова и даже последние годы - во время горькой болезни - ее мысль и дух всегда были с нами.
Мы увидим кадры открытия Музея-читальни, фрагменты наиболее ярких мероприятий, на которых неизменно царил гений Светланы Семеновой, вспомним ее молитвой и памятным словом.
Мы люди, потому что мы помним.
Мы люди, потому что мы воскрешаем.
В мировой гуманитарной науке много ярких деятелей мысли и слова, но немногие из них не просто обладают научным и писательским даром, а являются, так сказать, первопроходцами духа, открывают новые масштабные темы, новые сферы исследования, причем такие, которые, в полном смысле слова, адресованы будущему. Именно с открытиями подобного рода, что, зачавшись в двадцатом столетии, перешли в нынешний век, сопряжено имя той, кому посвящаем мы эти поминальные строки.
Выпускница романо-германского отделения Московского государственного университета, специалист по французской литературе и языку, исследователь французского экзистенциализма, Светлана Семенова на рубеже 1960–1970-х годов сделала волевой выбор в пользу русской культуры, в те идеологически трудные времена изучавшейся мало, куцо, предвзято. Она стала одной из тех, кто воздвиг «течение встречное», кто стремился, несмотря на идеологический прессинг, восстановлять распавшуюся связь времен, обращая своих соотечественников к духовному наследию дореволюционной эпохи, а значит и к вечным вопросам существования, которыми изначально болела русская мысль и культура и мимо которых, по словам Достоевского, не может пройти ни один человек, если он хочет быть человеком.
Как неоднократно рассказывала Светлана Семенова, все началось с того, что в 1972 году в ее руках оказалась книга В.А. Кожевникова «Николай Федорович Федоров». Знакомство с этой книгой, а затем с двухтомной «Философией общего дела», включившей в себя основные сочинения «загадочного мыслителя», «Московского Сократа», как называли его современники, определило всю ее дальнейшую жизнь. Именно подвижническому, вдохновенному труду Светланы Семеновой обязаны мы пробуждением интереса к творчеству самой пророческой и дерзновенной фигуры русской мысли, философа, который, по словам С.Н. Булгакова, поистине «опередил свое время». Вечера памяти Федорова, где выступала Светлана Семенова, ее лекции о «Философии общего дела» собирали в 1970-е – 1980-е годы сотни людей: пришедшие стояли в проходах, сидели на полу, висели на окнах – так велика была жажда воды живой, подлинного и глубокого слова, целостного, всеспасающего идеала. Более десяти лет по рукам ходила перепечатанная на машинке книга Семеновой «Тайны Царствия Небесного», на страницах которой обрели голос главные темы русских христианских мыслителей: богочеловечества, деятельного, всеспасающего христианства, оправдания истории, активно-творческой эсхатологии, смысла любви…
Трудно представить сейчас, какими болезненными и жесткими терниями была усеяна дорога в печать статей о Федорове и первых публикаций его неизданного наследия. Светлане Семеновой удалось невозможное. В 1982 году в серии «Философское наследие» появилось подготовленное ею издание избранных сочинений философа. Невероятно, но факт: том вышел практически без купюр и в нем слово «Бог» и все производные от этого слова были напечатаны с большой буквы – а ведь в советских изданиях это было немыслимо. Что уж говорить о самом содержании тома! Идеал активного христианства, преображающего жизнь и историю. Замена «вопроса о богатстве и бедности» «вопросом о смерти и жизни». Призыв к соединению верующих и неверующих, ученых и неученых в общем деле преодоления смерти, «возвращения жизни тем, от коих ее получил»... Разумеется, последовали самые жесткие санкции. Была изъята часть тиража, появились разгромные статьи в периодике. Рассыпали набор книги Семеновой «На пороге грядущего», которая должна была выйти в издательстве «Современник». На несколько лет автору практически был закрыт ход в печать, а то, что туда попадало, проходило с невероятным трудом.
Потом пришла перестройка, первые годы которой ознаменовались всплеском внимания и интереса к русской духовной культуре, широкими исследованиями и публикациями отечественного философского наследия. В 1990 г. вышла книга Семеновой «Николай Федоров. Творчество жизни» – о биографии, учении, судьбе идей «загадочного мыслителя». Вскоре последовало подготовленное С.Г. Семеновой совместно с дочерью Анастасией Гачевой издание «Собрания сочинений» Федорова в 4-х томах, ставшее практически полным. А в 2004 году, когда отмечалось 175 лет со дня рождения философа всеобщего дела, появилась книга: «Философ будущего века Николай Федоров», своего рода итог двадцатилетнего умного и сердечного вникания в новую, высшую логику – логику родственности, «любви сынов к отцам», снимающую антиномию индивидуализма – коллективизма, примиряющую личность и общность в идеале соборности, в заповеди «Не для себя и не для других, а со всеми и для всех».
Эта божеская, высшая логика пронизывала все работы Светланы Семеновой, к каким бы гуманитарным областям ни принадлежали они. И недаром ею была предложена новая методология исследования литературы – как особой формы национального самосознания, как той сферы творчества, где, словно в живоносном родительском лоне, завязывались и вызревали сюжеты русской религиозно-философской мысли конца XIX – начала XX века. Литература в России, писала Семенова, взяла на себя роль «синкретической, образно-художественной философии» и по своему главному духовному заданию была учительной и вестнической. В ней бились фундаментальные, вопросы человеческого бытия – о Боге, человеке и мире, об истории и эсхатологии, о смерти и бессмертии, о смысле любви и задаче творчества... Судьбе этих вопросов в русской литературе посвящены многие статьи и книги Семеновой, от книги о Валентине Распутине и знаменитой монографии «Преодоление трагедии: “Вечные вопросы” в литературе» (Москва, 1989) до двухтомной «Метафизики русской литературы» (М., 2004) ставящей литературу XIX–XX веков (от Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Толстого, Достоевского до Клюева и Есенина, Хлебникова и Маяковского, Заболоцкого и обериутов, Шолохова и Леонова, Пришвина и Горького, Платонова и Пастернака, Набокова и Газданова, В. Распутина и А. Кима…) под софиты вечности, раскрывающей ее пророческое слово миру и человеку. И совсем не удивительно, скорее закономерно, что размышления о литературе и «высшей идее существования» завершались статьей об образе Христа в русском романе, показывавшей, как подходила отечественная словесность к самому главному образу самой главной Книги человечества.
Новаторские работы Семеновой, с нового, острого ракурса углублявшие образ отечественных классиков, высвечивавшие неожиданные грани их творчества, стояли у истоков многих современных исследований. Ее статьи об Андрее Платонове, о сокровенной «идее жизни» писателя, о фундаментальных константах его художественного мира (смерти, родственности, памяти, эросе) дали толчок развитию философского платоноведения. Изучение темы «Русский космизм и литература XX века» также началось со статей и книг Светланы Семеновой, в том числе с подготовленной ею антологии «Русский космизм», где впервые с обширной вступительной статьей, оригинальными текстами и содержательным комментарием было представлено широкое течение отечественной культуры и науки конца XIX–XX вв., объединившее и ученых, и философов, и деятелей искусства.
Масштаб творческих исследований Семеновой поражал. Литература, философия, богословие. Мысль не только русская, но и зарубежная. И при этом никакой легковесности, но серьезная проработка источников, глубина выводов, убедительность аргументации. Недаром настоящим научным событием стала объемная монография «Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден» (СПб., 2008), где на огромном материале были представлены «труды и дни» французского ученого, богослова, мыслителя, подробно раскрыта его философия христианского эволюционизма. «Я поняла, зачем я всю жизнь учила французский» – сказала Светлана Семенова, завершив эту книгу.
Она никогда не бросала избранных тем, всегда доводила их до конца, как бы это ни было трудно. Когда в 1993 г. журнал «Литературная учеба» открыл рубрику «Евангельская история», где из номера в номер писатели, публицисты, философы и богословы размышляли над Сюжетом сюжетов – земной жизнью Спасителя мира – Светлана Григорьевна стала одной из немногих, кому под силу было вынести четырехлетний творческий марафон. Из ее статей, которые читатели «Литературной учебы» вырезали и заботливо сшивали в подборки, родилась книга «Глаголы вечной жизни: Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия» (Москва, 2000), эпиграфом к которой могли бы стать слова свт. Василия Великого: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились». Пришествие в мир Спасителя мира, Его «благая весть» о Царствии Божием, евангельское задании человечеству «быть совершенными, как совершен Отец Ваш Небесный», – обо всем этом Светлана Семенова писала, опираясь как на экзегетическую традицию учителей и отцов Церкви, так и на русскую религиозно-философскую мысль, которую по ее вкладу в богословие, в усвоение и раскрытие Откровения ставила вровень с патристикой. Она стремилась донести жизнетворческие смыслы Евангелия для своих современников, до тех, кто, подобно героям Достоевского, не успокаивается на «пищеварительной философии», вопрошает: «Возможно ли серьезно и вправду веровать?»
«Каждый человек лучше, чем он кажется» – сказала Светлана Семенова в одном из интервью. Сердечное, бережное, родственно-любовное отношение к человеку было свойственно ей и в жизни, и в творчестве. Она убежденно стояла за всеобщность спасения и находила опору своему чаянию апокатастасиса в литературе, способной раскрыть изнутри душу самого жалкого, казалось бы, безнадежно погибшего человека, самого закоренелого преступника и злодея, учащей понимать, а значит прощать. А еще она не терпела клеветы и неправды, не смирялась с несправедливостью. Так было и во время кампании, развязанной в конце 1990-х – начале 2000-х гг. против Шолохова. Движимая желанием защитить от наветов писателя, у которого отнимали авторство его главного и любимого детища, она написала книгу «Мир прозы Михаила Шолохова: от поэтики к миропониманию» (М., 2005), где блистательно показала, насколько «Тихий Дон» тематически и стилистически неразделен с «Донскими рассказами», «Поднятой целиной», «Они сражались за родину», как проявляется в нем шолоховская философия человека, народного бытия, природы, истории…
На протяжении сорока лет судьба Светланы Семеновой была связана с судьбой Георгия Гачева, филолога, философа, культуролога, сопрягавшего в своих трудах универсальное и национальное. Этот союз – в ряду экзистенциальных и творческих памятников «некалендарного» двадцатого века. «Общий Сократ» – так называл Георгий Гачев свои разговоры с женой, в которых зарождались и росли многие его «жизнемысли». А ее книги считал явлением Женского Логоса, «сердечной мысли», соединяющей интеллектуальное и эмоциональное, примиряющей ум и сердце.
Неравнодушная к человеку и его судьбе, Светлана Семенова была так же неравнодушна к истории. Не только прошлой, но и настоящей. Не только метафизической, но и конкретной, несущей на себе весь груз проблем современного мира: геополитических, экологических, религиозных. Она писала о нарастающем антропологическом кризисе, о необходимости нового фундаментального выбора, ставящего во главу угла нравственный и онтологический рост человека, идею всецелой ответственности рода людского не только за землю, но и за Вселенную, добрым хозяином которой он должен сделаться в будущем. В ее публицистических статьях и последней книге «Тропами сердечной мысли: Этюды, заметки, отрывки из дневника» (М., 2012) звучали размышления о путях России и мира, о тех перспективах развития, которые открывает современному кризисному, противоречивому миру, связанному единой планетарной судьбой, активно-эволюционная, активно-христианская философия Федорова, Соловьева, Вернадского, Пьера Тейяра де Шардена.
Последние два года – в период тяжелой болезни – Светлана Семенова жила не столько внешним, сколько внутренним словом. К логосному пониманию христианства, которое раскрывала она в своих книгах и которое продолжала нести в общении с теми, кто соприкасался с ней в это время, добавилось сосредоточенное внимание к литургической жизни Церкви, участие в таинствах, труд созерцания и сердечной молитвы. Она противилась унынию и отчаянию, собирала себя, не давая восторжествовать силам распада, укрепляясь новозаветным призывом «Духа не угашайте».
Наследница Николая Федорова, Светлана Семенова была за Жизнь, за Воскресение. Она не признавала никакого компромисса с «курноской», по-апостольски считая смерть «последним врагом». Ее сопротивление недугу – до последних часов и минут – было такой же метафизической борьбой Жизни с силами небытия, какую она вела в своих книгах и выступлениях.
Одним из любимых стихотворений Светланы Семеновой было стихотворение Лермонтова «Когда б в покорности незнанья…». В нем видела она предчувствие идей активного христианства, тех предельных целей, которые ставил перед человечеством Федоров:
Когда б в покорности незнанья
Нас жить Создатель осудил,
Неисполнимые желанья
Он в нашу душу б не вложил.
Он не позволил бы стремиться
К тому, что не должно свершиться,
Он не позволил бы искать
В себе и в мире совершенства,
Когда б нам полного блаженства
Не должно вечно было знать.
- Сердечная мысль Светланы Семеновой
- Б.Н. Тарасов. Светлана Семенова
- А.С. Балакирев. С.Г. Семенова и судьбы активно-эволюционного мировоззрения в России
- Г.П. Аксенов. Героиня умственной свободы
- Ю.А. Дунаев. Слово о философе
- В.Ф. Пряхин. О Светлане Григорьевне Семеновой
- М.Р. Мелкумян. Штрихи к портрету
- В. Потапов. Светлана Семенова
- О.А. Бабанова. Светоч моей жизни (воспоминание о С.Г. Семеновой)
- Б.Г. Режабек. Светлый луч мысли
- Д.М. Янг. Воспоминания о Светлане Семеновой
- В. Меденица. Всевидящие очи
- В.А. Никитин. Светлой памяти Светланы Семеновой
- Д.С. Московская. Осколки воспоминаний
- А.И. Чагин. Неоконченный разговор (читая дневники Светланы Семеновой)
- А.Ю. Коробов-Латынцев. Светлана Григорьевна Семенова. «Тайны Царствия Небесного»
- Н.В. Коротков. Светлой памяти матриарха русского космизма
- В.Г. Тучин. Несколько слов о философии восхождения Светланы Семеновой
- В.П. Васильев. Вспоминая прошлое, думаем о будущем
- Л.В. Бабанова. Светлана Семенова на родине Федорова
- В.А. Хомяков. «Я верю в жизнь на тысячу веков»
- В.А. Хомяков. На родине Николая Федорова
- А.Г. Гачева. Мама
- В. Балясный. СветЛана
- А.Г. Гачева. Валентин Никитин и Светлана Семенова: вехи творческой дружбы
Видео
11.05.1999. Доклад "Пушкин и Федоров: два пророческих явления русского духа"
на открытии VIII Федоровских чтений. Институт мировой литературы РАН.
- 27.11.2010. Этика снисхождения и философия восхождения
- 25.12.2009. Три вестника: Н.Ф. Федоров, П. Тейяр де Шарден, Шри Ауробиндо Гхош
- 09.12.2003. Философия Н.Ф. Федорова и глобальные вызовы нашего времени
- 2003. Николай Федоров и его "Философия общего дела" (беседа)
- 2002. Николай Федоров и его Философия общего дела (лекция)
- 22.05.1999. Пушкин перед лицом судьбы и смерти
- 19.05.1999. Пушкин и Федоров: два пророческих явления русского духа
- 25.02.1996. Евангельская история. Начало Галилейского служения
- 29.10.1995. Глаголы вечной жизни. Евангельская история. От Рождества до выхода на служение
- 28.05.1995. Русская идея в активно-христианском контексте
- 30.041995. Теория и практика трансмутации Эроса в мировой культуре
- 29.01.1995. Камни преткновения идеала всеобщего дела
- 20.04.1993. Русский космизм: Основные лица и идеи
- 28.02.1993. Мое кредо Ч.1 Ч.2