Дунаев Юрий Александрович — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) (Создана пустая страница) |
Petrov (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | <center>'''ПАМЯТИ КОМПОЗИТОРА ЮРИЯ ДУНАЕВА''' <br> | ||
+ | '''29.10.1937 – 01.01. 2022'''</center> | ||
+ | 1 января, в первый день нового 2022 года, скончался Юрий Александрович Дунаев композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, пианист, просветитель, многолетний участник Федоровского семинара, один из старейших членов Федоровского сообщества и большой друг Библиотеки № 180 им. Н.Ф. Федорова. | ||
+ | <br> | ||
+ | Уроженец г. Новосибирска, Юрий Александрович провел детство и юность в Астрахани, а по окончании Астраханского музыкального училища поступил на композиторское отделение Московского музыкального педагогического института им. Гнесиных. Он был учеником Н.И. Пейко, о котором всегда отзывался с огромной любовью. А среди философских влияний отмечал влияние философа-логика Д.И. Киреева и философа и филолога С.Г. Семеновой, вернувшей в 1970-х гг. в отечественную культуру наследие Н.Ф. Федорова. | ||
+ | «Философия – родная сестра музыки» – говорил Юрий Дунаев. С первых месяцев создания Федоровского семинара (1987 г.) известный композитор, автор многих вокальных, инструментальных, симфонических произведений, звучавших в центральных залах Москвы и других городов, неоднократно исполнявшихся по радио, стал его деятельным участником. Дух философии Федорова, его идеи воскресительной памяти, братства по любви к отцам, общего дела, и дух русской музыки, ее широкое дыхание, ее особая душевность, оказались особенно близки уму и сердцу Юрия Александровича. Будучи членом созданной в 1979 г. музыкальной секции ВООПИиК, он много сделал для воскрешения многих забытых имен русских композиторов и музыкальных произведений. Неустанно заботился о музыкальном просвещении, сам был талантливым педагогом, читал лекции о музыке, выступал с образовательными концертами. | ||
+ | <br> | ||
+ | Космос русской музыки, космос русской философии, космос русской поэзии объединялись в творчестве Ю.А. Дунаева. Он был автором увертюры, посвященной Ю.А. Гагарину, и знаменитой «Былины о Святогоре», в которой соединил образ древнерусского богатыря, бывшего, с точки зрения композитора, олицетворением русского народа, и Юрия Гагарина, сделавшего былью слова Федорова о том, что «ширь русской земли способствует созданию» богатырских характеров и «наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига». «Былина о Святогоре» неоднократно звучала на мероприятиях, посвященных 12 апреля, на фестивале «Пора в Космос», на Федоровских чтениях и семинарах. | ||
+ | <br> | ||
+ | Среди поэтов-космистов Ю.А. Дунаеву были особенно близки М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин. Хоровой цикл «Восторг внезапный ум пленил» на стихи М.В. Ломоносова и хоровая поэтория в 18 частях «Река времен» на стихи Г.Р. Державина – настоящие музыкально-поэтические и философские шедевры. | ||
+ | <br> | ||
+ | Одним из любимых произведений Юрия Александровича, которое он не раз исполнял на федоровских встречах, была пьеса «Колокол заговорил» из одноименного фортепианного цикла. Композитор и пианист играл эту вещь с особым вдохновением. Как будто все его существо сосредотачивалось и перетекало в мощные звуки, разливавшиеся по залу, призывавшие слушателей к подвигу веры и общему делу. | ||
+ | <br> | ||
+ | Обладавший масштабным художественным талантом, Юрий Александрович Дунаев был удивительно скромным, деликатным, тактичным человеком. И при этом в нем была огромная внутренняя твердость и нравственная решимость – в отстаивании прав классического наследия, в сохранении и возрождении традиций русской музыкальной культуры. А еще он глубоко верил в деятельную силу добра – и сам был ее воплощением. | ||
+ | <br> | ||
+ | |||
+ | Царствие Небесное – в вере и надежде воскресения! |
Версия 19:15, 2 января 2022
29.10.1937 – 01.01. 2022
1 января, в первый день нового 2022 года, скончался Юрий Александрович Дунаев композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, пианист, просветитель, многолетний участник Федоровского семинара, один из старейших членов Федоровского сообщества и большой друг Библиотеки № 180 им. Н.Ф. Федорова.
Уроженец г. Новосибирска, Юрий Александрович провел детство и юность в Астрахани, а по окончании Астраханского музыкального училища поступил на композиторское отделение Московского музыкального педагогического института им. Гнесиных. Он был учеником Н.И. Пейко, о котором всегда отзывался с огромной любовью. А среди философских влияний отмечал влияние философа-логика Д.И. Киреева и философа и филолога С.Г. Семеновой, вернувшей в 1970-х гг. в отечественную культуру наследие Н.Ф. Федорова.
«Философия – родная сестра музыки» – говорил Юрий Дунаев. С первых месяцев создания Федоровского семинара (1987 г.) известный композитор, автор многих вокальных, инструментальных, симфонических произведений, звучавших в центральных залах Москвы и других городов, неоднократно исполнявшихся по радио, стал его деятельным участником. Дух философии Федорова, его идеи воскресительной памяти, братства по любви к отцам, общего дела, и дух русской музыки, ее широкое дыхание, ее особая душевность, оказались особенно близки уму и сердцу Юрия Александровича. Будучи членом созданной в 1979 г. музыкальной секции ВООПИиК, он много сделал для воскрешения многих забытых имен русских композиторов и музыкальных произведений. Неустанно заботился о музыкальном просвещении, сам был талантливым педагогом, читал лекции о музыке, выступал с образовательными концертами.
Космос русской музыки, космос русской философии, космос русской поэзии объединялись в творчестве Ю.А. Дунаева. Он был автором увертюры, посвященной Ю.А. Гагарину, и знаменитой «Былины о Святогоре», в которой соединил образ древнерусского богатыря, бывшего, с точки зрения композитора, олицетворением русского народа, и Юрия Гагарина, сделавшего былью слова Федорова о том, что «ширь русской земли способствует созданию» богатырских характеров и «наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига». «Былина о Святогоре» неоднократно звучала на мероприятиях, посвященных 12 апреля, на фестивале «Пора в Космос», на Федоровских чтениях и семинарах.
Среди поэтов-космистов Ю.А. Дунаеву были особенно близки М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин. Хоровой цикл «Восторг внезапный ум пленил» на стихи М.В. Ломоносова и хоровая поэтория в 18 частях «Река времен» на стихи Г.Р. Державина – настоящие музыкально-поэтические и философские шедевры.
Одним из любимых произведений Юрия Александровича, которое он не раз исполнял на федоровских встречах, была пьеса «Колокол заговорил» из одноименного фортепианного цикла. Композитор и пианист играл эту вещь с особым вдохновением. Как будто все его существо сосредотачивалось и перетекало в мощные звуки, разливавшиеся по залу, призывавшие слушателей к подвигу веры и общему делу.
Обладавший масштабным художественным талантом, Юрий Александрович Дунаев был удивительно скромным, деликатным, тактичным человеком. И при этом в нем была огромная внутренняя твердость и нравственная решимость – в отстаивании прав классического наследия, в сохранении и возрождении традиций русской музыкальной культуры. А еще он глубоко верил в деятельную силу добра – и сам был ее воплощением.
Царствие Небесное – в вере и надежде воскресения!